С целью корректировки развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.
Государственное финансовое регулирование экономики -это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом этапе ее функционирования.
Предпосылки осуществления государственного финансового регулирования:
1. Учет действия объективных экономических законов развития общества. Процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму воплощения в хозяйственную практику. Мероприятия этой политики будут более действенными при наиболее полном учете интересов хозяйствующих субъектов.
2. Разработка научно-обоснованной стратегической программы развития общества. Данная программа определяется как долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; при непредвиденных обстоятельствах допускается корректировка тактического характера.
|
|
3. Наличие демократической системы выражения взглядов. Это позволяетсвободно проявлять интересы всем слоям населения, социальным, национальным и профессиональным группам.
4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы. Законодательная система должна способствовать формированию благоприятного нравственного климата в обществе.
Процесс регулирования характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.
Типы государственного регулирования включают:
· Экономическое
· Административное
Виды финансового регулирования охватывают:
o Налоговое
o Бюджетное
o Государственно-кредитное
o Таможенно-тарифное
o Валютно-финансовое
o Внутрихозяйственное
Формы регулирования обозначают процессы, характерные для соответствующего вида финансовой категории, а также общие для всех. К примеру, в бюджетном виде формами являются финансирование (субсидии, трансферты); в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом – внешнее финансирование, внешние займы, внешний долг.
Общей формой является планирование (прогнозирование). Кроме того, особой формой являются государственные закупки.
Государственные закупки – это приобретение государственными органами, учреждениями, предприятиями, юридическими лицами товаров, услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег.
|
|
Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть специфичными для отдельных форм (метод ставки в налогах), применять для использования в нескольких формах (метод сбалансирования в бюджетах).
Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными элементами системы регулирования. К примеру, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, льготирование, авансовые платежи. При бюджетном финансировании – нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета. При валютно-финансовом регулировании основными методами являются валютный курс,курсы международных платежных средств и ценных бумаг, разнообразные методы страхования от валютных рисков. В государственных закупках применяются такие методы как открытый конкурс, закрытый конкурс, через открытые товарные биржи.
При регулировании экономики следует иметь в виду, что достижение макроэкономического равновесия возможно только теоретически.
Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких как:
ü спроса и предложения
ü товарной и денежной масс
ü сбережений и инвестиций
ü инфляции и безработицы
ü производительности труда и его оплаты
ü финансовых ресурсов и социально-экономических потребностей общества
ü доходов и расходов государственного бюджета
ü размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия
ü актива и пассива платежного баланса
В реальности для экономической действительности нормальным является состояние неравновесия.
2. Налоговое регулирование
Важнейшим в финансовом регулировании является налоговое регулирование. В рыночной экономике налоги приобретают роль фактора радикальных общественных преобразований: они становятся не только главным источником доходов бюджетов всех уровней, средством обеспечения социальных гарантий, финансовой основой местного самоуправления, но и способствуют выполнению функциональной сбалансированности интересов и финансовых возможностей государства, хозяйствующих субъектов, населения.
Налоговое регулирование призвано обеспечить заинтересованность предприятий и населения в экономической активности. Это достигается через величину ставок обложения. Если сумма налоговых поступлений недостаточна для финансирования государственных расходов, то возникает бюджетный дефицит, в свою очередь вызывающий инфляцию. Дефицитное финансирование приводит к падению покупательской способности денег, в результате чего потери несут предприятия и население. Это действие может быть краткосрочным, если средства, мобилизированные государством в ходе дефицитного финансирования, будут использоваться эффективно и при кругообороте вызовут экономический рост. В противном случае дефицитное финансирование приведет к усилению натурально-вещественной и денежной несбалансированности экономики и инфляции, и дальнейшему снижению покупательной способности денежной единицы.
В налоговом регулировании, помимо фактора величины ставок налогов, особое значение имеет система налоговых льгот. Льготами стимулируются необходимые для общества направления развития: вложения средств в социальную сферу, природоохранительные и благотворительные мероприятия, вложения в производство новых видов продукции, работ и услуг, наращивание производства и социально-значимых видов продукции и услуг. Однако границы льготирования должны иметь экономически обоснованные пределы: налоговые льготы искажают подлинные результаты эффективности хозяйствования.
|
|
Теоретическим доказательством воздействия налогов на инвестиционную деятельность служит теория, разработанная американскими учеными представителями «экономики предложения» А. Лэффером и другими: существует зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета. Согласно этой теории, рост налоговых ставок до определенного предела способствует росту налоговых доходов, затем этот рост замещается, а потом происходит резкое падение доходов бюджета. Отсюда и сделан общий вывод о том, что задачи стимулирования экономики и, прежде всего, инвестирования активов следует решать на пути радикального облегчения налогового бремени.
По закону Лэффера, в виде налогов нельзя изымать в бюджет более 30% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Если же изымается 40-50% доходов, то это сокращает сбережения, а тем самым и инвестиции в частном секторе экономики.
Если ставка налогов достигается определенного, достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы, расширения производства, а соответственно снижаются и налоговые поступления в бюджет.