Оценка степени монополизации рынка

Для оценки степени монополизации рынка, которая обратно пропорциональна интенсивности конкуренции применяются сл показатели:

1. Коэф рыночной концентрации -представляет с т собой отношение реализации продукции, определенным числом крупнейших продавцов, к общему объёму реализации за соответствующий период. Для расчета применяют данные об объеме продаж 3х (дольной) 4х четырех дольной, 6ти шестидольной, 8ми восьми дольной, крупнейший отраслевых фирм, характеризует долю, если будет больше 0,75- то это высокая степень монополизации

Cri=

2. Индекс ХерФиндаля Хишмана – характеризует равномерность распределения рыночных долей фирм на данном рынке, если больше 0,18- то это высокая монополизация рынка, в этой ситуации требуется вмешательства государства.

где:

Si - доля каждого конкретного участника рынка

Типы рынков по степени концентрации

Высоко концентрированные рынки Больше 0,8, CRiменьше 1 0,18-меньшеIHH меньше1
Умеренно концентрированные рынки 0,45меньше CRiменьше0,8 0,1меньшеIHHменьше- 0, 18
Низко концентрированные рынки CRiменьше-0,45 IHH меньше 0,8

3. Коэффициент относительной концентрации (K) характеризует отношение числа крупных предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:

K = (20 + 3β)/α,

где β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий в процентах, α – доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции в процентах.

Если коэф относительной интеграции больше 1 рынок явл в достаточной степени конкурентным, к меньше, либо равно 1, высокая степень концентрации рынка, т е велика рыночная власть предприятий лидеров

4. Коэф энтропии- энтропией явл мерой степени неопределённости случайной величины, представляет с собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму ей величины, чем больше коэф энтропии, чем больше экономическая неопределенность и, тем ниже уровень концентрации рынка

Показатель – Розенблюта

НТ =

R – ранок фирмы на рынке

n – число фирмы на рынке

Коэффициент изменяется в приделах /1 – чем меньше показатель, тем выше интенсивность конкуренции на рынке.

(2) Оценка интенсивности конкуренции на рынке.

Показаться интенсивности конкуренции

Ик = интервал 0 Ик 1 -> min

r - Показатель интенсивности конкуренции учитывающий рентабельность рынка

p – учитывающий доли конкурентов на данном рынке

t – ПИК учитывающий темпы роста объемов продаж.

Иr = 1-Rp – рентабельность продаж рынка; Rp = Прибыль рынка/Емкость рынка

Иp = 1-n *

Иt = (140-Tv)/70

140 и 70 – это придельные значения годовых темпов роста объема продаж.

Tv – это годовой темп роста объемов продаж на данном рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: