Мониторинг – это метод сбора информации, который представляет с собой периодически повторяющиеся исследования, дающие объективную информацию, об изменениях изучаемого объекта.
Основные этапы мониторинга конкурентоспособности:
1. Определение набора отслеживаемых параметров
2. Контроль процессов, происходящих в исследуемом объектов с позиции их влияния на конкурентоспособность предприятия
3. Сбор и информация в ходе контроля
4. Анализ информации, вкл оценку текущего состояния исследуемого объекта во сопоставлении с прошлыми тенденциями развития
5. Прогнозирование будущего состояния в исследуемого объекта внешней среды
Компоненты мониторинга конкурентоспособности фирмы:
1. Мониторинг макро среды-
1. Выделение факторов, оказывающих непосредственное влияние на данную сферу бизнеса и расстановки преоретов факторов по степени важности
2. Факторы макросреды: экономический фактор (инфляция, изменение курса валют, экономический рост или экономический спад, изменение банковской ставки процента, безработица)
Социально культурные: традиции, ценности, предпочтения, особенности образа жизни, религия.
Демографические: рост или спад рождаемости, уровень жизни населения, плотности населения
Политический фактор: политическая обстановка в стране, уровень урегулирования и контроля со стороны государства
Правовые фактора: состояние законодательной базы, защита отечественных производителей, система защиты иностранных
Научно-технические факторы: появление новых технологий, уровень развития средств информационных и коммуникационных технологий, удельный в наукоёмких технологиях в производстве
2.этап- определение выявленной совокупности в ключевых факторах макросреды, тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности
3.этап выявление тенденций развития ключевых факторов
4 этап – прогнозирование влияния факторов микросреды
Оценка влияния факторов микросреда на деятельности предприятия по экономическим факторам
| Экономические факторы | Важность для отрасли | Влияние на предприятие | Направление влияния | Степень важности для предприятия |
| 1. Общий уровень экономического развития | + | -1 | -9 | |
| Система налогообложения | -1 | -9 | ||
| Уровень развития конкурентных отношений | -1 | -6 | ||
| Масштабы правительственной поддержки отрасли | +1 | |||
| Общая конъектура рынка | -1 | -4 | ||
| Размеры рынка и темпы его | +1 | |||
| Состояния фондового рынка | -1 | -1 | ||
| -1 | ||||
| Инвестиционные процессы | -1 | -9 | ||
| Ставка банковского % | +1 | -3 | ||
| Гос регулирование цен | +1 | |||
| Стоимости земли | -1 | -4 |
3сильная важность
2 умеренная важность
1Слабая важность
3 сильная
2 умеренна
1 слабая
0 не влияет
Направление влияния +1позитивное, -1 негативное влияние
| Факторы внешней среды | Позитивное влияние | Степень важности | Негативное влияние | Степень важности |
| Экономические факторы | Размеры рынка | +9 | Уровень развития конкурентных отношений | -6 |
| Инвестиционные процессы | +9 | Общий уровень развития эконом | -9 | |
| Масштаб правительственной поддержки | +4 | Ставка банковского % | -9 |
Мониторинг микросреды фирмы: вкл:
1. Этап-диагностика состояния факторов микросреды и определения самого круга проблем в каждом элемента
2. Ранжирование факторов микросреды
3. Прогнозирование развития макросреды
4. Определение основных путей изменения факторов макросреды для повышения конкурентоспособности рынка
Факторам микросреды: поставщики, конкуренты, потребители, посредники, партнеры, законодательство.
Мониторинг внутренней среды: это те факторы, которыенаходятся в границах, вкл проведение анализа функциональных областей предприятия и выявление его содбных ислабых сторон.
1. Мониторинг производственной деятельности- анализ технологических процессов производства продукции, организация управления производственной системе, техническая оснащенность организации, технологические особенности производственного процесса, инновационный потенциал предприятия.
2. Мониторинг деятельности по управления персовналом: непрерывное отслеживание процесса формирования кадрового состава, системаповышения квалификации, стимулированиетруда, оценка эффективности использования трудовых ресурсов, взаимодействие рабочих с управленческим составом.
3. Мониторинг маркетинговой деятельности: анализ системы сбора и обработки маркетинговой информации, анализ организации маркетинговых исследований, анализ комплекса маркетинга, особенности продвижения и сбыта товара, сформированность сбытовой сети, специфика разработки и реализации рекламной компании.
4. Мониторинг финансовой деятельности: уровень рентабельности, характеристика финансового состояния, источники формирования бюджета организации, ананлиз процессов, связанных с обеспечением эффективного использования денежных ресурсов, механизм управления издержками и рискам.
5. Мониторинг логистической деятельности: анализ подсистемы закупки, анализ подсистемы складского хоз-ва, анализ подсистемы,анализ формирования управления запасами, оценка логистического сервиса.
6. Организационная структура и менеджмент: мобильность и гибкость организационной структуры, наличие свободных коммуникаций по экономики управления, сформированная система контроллинга, разработанные механизм мотивации деятельности, наличие системы управления качеством, принимаемых решений, уровень разработанности стратегии развития организации.






