Действия, противоположные перечисленным выше, естественно способствуют снижению и устранению мышечных напряжений. 14 страница

Эмоции в жизни человека играют важную приспособительную функцию, помогая ему в трудные мгновения жизни включать резервные возможности организма для выхода из чрезмерно трудной и напряженной ситуации. Это мы можем наблюдать, когда человек плачет от горя, бежит от страха или нападает в гневе. Предвосхищение положительного или отрицательного эмоционального состояния играет большую роль в раз-

9 Музыкальная психология витии социальных навыков. Внешние проявления эмоций в виде звуков, мимики, жестов уже у животных имеют определенное сигнальное значение и у человека используются как язык невербальной коммуникации. Эмоции заразительны —то, что испытывает один человек, передается другому, если последний обладает хорошей эмоциональной отзывчивостью.

Существует довольно много различных теорий эмоций, объясняющих причину их возникновения и динамику развития (концепции У. Джемса, К. Данге, У. Кеннона, П. Барда, С. Шехтера). В последние годы в психологической науке об эмоциях все большее значение приобретают когнитивные теории, в которых причина возникновения эмоций связывается с рациональной переработкой стимулов, поступающих в сознание человека из внешней среды. Одна из таких теорий когнитивного диссонанса принадлежит американскому психологу Лео Фестингеру. Согласно этой теории, человек испытывает положительные эмоции, когда его ожидание находится в консонансе с результатами деятельности. Эта теория основывается на старом наблюдении, согласно которому человек будет испытывать ту или иную эмоцию в зависимости от того, как он воспримет ту или иную ситуацию, и как он ее оценит.

Музыканту, постоянно имеющему дело с выражением и передачей различных эмоций, необходимо знать природу возникновения эмоциональных состояний, с тем чтобы лучше воплощать их в своем творчестве. Подробное освещение этой проблемы содержится в работе К. Изарда «Эмоции человека» (79), из которой мы приведем наиболее существенные характеристики различных эмоций.

Причины возникновения различных эмоций

Эмоция радости возникает чаще всего при достижении человеком социально значимых результатов, когда его начинают ценить другие, и он осознает, что его любят и уважают. Встречи с близкими друзьями; посещение мест, в которых давно не был; избавление от негативных эмоций — гнева, страха; интерес и близость к природе и искусству; ощущение полноты здоровья — все эти переживания неразрывно связаны с ощущением личностного роста, расширения собственного Я. Важным психологическим феноменом чувства радости является сопричастность со всем миром в целом, когда человек ощущает свое единство с ним.

Отрицательных переживаний в жизни человека оказывается гораздо больше, чем положительных. По своему характеру их разделяют на активные — страх, гнев, отвращение и пассивные — горе, печаль, страдание. Страдать, согласно К. Изарду, — значит быть обескураженным и упавшим духом. Страдая, человек чувствует себя изолированным, оторванным от людей, особенно тех, кто о нем заботится. Расставание с друзьями, неуспехи в работе и учебе, говорящие о несостоятельности человека, невозможности соответствовать нормам общественных стандартов, тоже являются источником страдания.

Переживание горя связано с утратой человеком чего-либо ценного и любимого. Это может быть не только человек, но и какая-либо дорогая.для сердца вещь, а также его социальная роль в обществе.

Несмотря на всю свою нежелательность в жизни, чувства страдания связывают нас с нашими близкими, способствуют сплочению людей, усиливают духовную связь между ними.

Переживания гнева связаны с ощущениями разочарования, обиды, обмана. Перед тем как взорваться в гневе, человек нередко долго страдает. Превышение определенного уровня порога страдания приводит к гневу. Переживание гнева связано с повышением уверенности человека в своих силах, энергетической мобилизацией, ощущением физической силы. Гнев ослабляет или подавляет страх. Поэтому контролируемый гнев нередко используется в психотерапевтических целях. Нападение в гневе почти всегда приводит к нарушению этических кодексов поведения. Вот почему приобщение к социальной жизни связано с умением подавлять гнев и направлять его в конструктивное русло.

Эмоции страха возникают в случае угрозы нанесения вреда в физическом или психологическом плане. Это чувство, так же как и страдание, может увеличивать силу социальных связей, когда человек в трудную минуту обращается за помощью к другим. Страх может как парализовать, так и мобилизовать энергию для борьбы. Изначально страх связан с общим чувством неуверенности. Поэтому одни люди бывают более пугливы, чем другие. Страхи чаще возникают в одиночестве, в незнакомой обстановке, при внезапном приближении чего-то или кого-то; как правило, страх сопровождает физическую боль. Иногда это чувство возникает, когда человек находится на высоте. Более боязливые люди склонны скорее подчиняться авторитетам, поэтому многие родители для достижения послушания нередко используют приемы запугивания ребенка. Однако это не является психологически оправданным. Гораздо более перспективным является такое воспитание, при котором родители не применяют запугивание, а объясняют, почему нельзя что- то делать. Ребенка также учат сопротивляться своим страхам, противодействовать им, наступая, вместо того, чтобы отступать.

Эмоции стыда возникают при переживании поражения, унижения, отчужденности. Стыдясь, человек чувствует себя объектом презрения, насмешки и унижения. Еще Дарвин отмечал, что когда человек краснеет от стыда, то «теряет присутствие духа», говорит и делает нелепые вещи. Человек чувствует себя как будто нищим, потерпевшим поражение и потерявшим достоинство. Взрослый человек, как отмечает К. Изард, чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение.

Высокие показатели стыда характерны для людей, потерпевших неудачу в группе, низкие — при успешном выполнении задания. Поскольку люди интровер- тного плана легче и лучше выполняют задания в одиночку, а в групповом действии нередко теряются, то чувство стыда им более свойственно по сравнению с экстравертами.

Формирование чувства стыда у ребенка связано с порицанием со стороны родителей. Если ребенка часто стыдят, критикуют, наказывают и осуждают, у него развивается неверие в свои силы и боязнь других людей, а это может привести к боязни собственных родителей и недоверию к ним. Нередко переживаемое чувство стыда ведет к депрессии и страданию, если родители не помогают ребенку преодолевать трудности.

Чувствительные к оценкам окружающих, стыдливые люди, как правило, никогда не нарушают общественных норм поведения. Тот, кто пренебрегает своими обязанностями в отношении групповой защиты, например, уклоняется от выполнения воинского долга во время войны, может быть подвержен унижению и презрению. Гордость не позволяет человеку быть трусливым и заставляет его превозмогать страх, чтобы не испытывать потом муки унижения от стыда.

Наиболее уязвим для переживания стыда человек без необходимых умений, знаний и навыков. «Комплекс неполноценности» переживается как чувство стыда из-за отсутствия необходимых способностей и возможности занять достойное место в общественной жизни. Во избежание стыда человек упорно развивает доставшиеся ему от природы таланты.

Развитие чувства вины происходит под влиянием родителей, которые стараются привить своим детям чувство ответственности. Переживание вины связано с нарушением моральных и религиозных кодексов поведения. Отличие стыда от вины заключается в том, что стыд возникает в присутствии других людей, т. е. в групповом действии, реальном или воображаемом; чувствуя вину, человек может действовать один и наказывать себя сам.

Переживание стыда и вины всегда действует в направлении снижения самооценки, что психологически всегда болезненно.

Вина возникает в детском возрасте наиболее органично при боязни ребенка уменьшения любви со стороны родителей. Такая нравственная черта личности, как совестливость — способность противостоять искушению — тесно связана с умением переживать чувство вины и осознавать свою роль в огорчении других.

Наибольшее значение для возникновения чувства вины имеет развитие идеального Я индивида и его расхождение с Я реальным. Понимание такого несоответствия лежит в основе стыда и вины. Но для такого понимания необходимо иметь определенные интеллектуальные навыки. Поэтому способность к переживанию стыда и вины повышается вместе с развитием умственных способностей. Более развитые дети более способны к переживанию вины; лица с низкой выраженностью вины больше опасаются внешнего наказания.

Особенностью эмоциональных переживаний является то, что в чистом виде они практически не существуют. Любое переживание — это почти всегда конгломерат различных эмоций. Например, эмоция гнева может включать в себя еще и чувства отвращения, презрения, интереса, удивления, страдания; эмоция радости — интереса, удивления, застенчивости; эмоции стыда и вины — страдания, удивления, гнева.

Эмоции и стресс

Современные представления о состоянии эмоционального напряжения разработаны в концепции американского физиолога У. Кеннона о гомеостазисе (внутреннее равновесие различных функций организма) и канадского ученого Г. Селье об общем адаптационном синдроме, т. е. специфической защитной реакции организма в ответ на любые неблагоприятные воздействия внешней среды. Стрессовая ситуация активизирует нервную систему и повышает уровень приспособляемости организма. Однако здесь нет прямой зависимости.

В начале нашего века английские психофизиологи Р. Йеркс и Дж. Додсон показали, что активизация нервной системы сверх определенного критического уровня приводит к снижению эффективности деятельности. Графически это выглядит так (рис. 3):

Когда уровень стресса небольшой, то низкую работоспособность можно объяснить как результат малой вовлеченности внутренних резервов организма в сложную деятельность. По свидетельству современников Аиста, отсутствие публики снижало его чувство ответственности перед выступлением и он, как правило, хуже играл. При росте напряжения сверх оптимального уровня происходит падение работоспособности, что связано с появлением при перевозбуждении тормозных процессов и мышечных зажимов. Чувствительность к напряжению связана с силой и выносливостью нервной системы. Чем сложнее деятельность и чем слабее нервная система, тем скорее при меньшем уровне стресса достигается критическая точка успеха выполнения деятельности.

Эмоции в музыке

Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе и аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую определенные этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков — Аристотеля, Платона, пифагорейцев — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.

В таком же ключе говорили о назначении и возможностях музыки и сторонники теории аффектов, не без основания полагавшие, что музыка способна выразить все душевные страсти человека. От музыканта требовалось, чтобы для более сильного и убедительного воздействия на души слушателей он умел переживать передаваемые им аффекты. Так, знаменитый клавесинист XVIII в. Филипп Эмануэль Бах отмечал, что «музыкант может тронуть сердце слушателя, только если сам он преисполнен переживаниями. Он должен сам находиться в состоянии аффекта, который хочет передать слушателям; при исполнении печальных и томных фраз он должен ощущать эту печаль. Так же обстоит дело с веселыми, бурными темами, аффекты которых музыкант должен ощутить в себе» (цит. по: 194. С. 269).

Исследователи теории аффектов устанавливали, при каких обстоятельствах надо использовать те или иные способы музыкального выражения, чтобы возбудить в слушателях ту или иную эмоцию. Так, говоря о правилах употребления в музыке консонансов и диссонансов, французский композитор Рамо отмечал: «Консонансные аккорды употребляются повсюду, но чаще всего, насколько возможно, они должны употребляться в песнях веселья и величия, и, так как нельзя не примешивать к ним диссонирующие аккорды, нужно делать так, чтобы диссонансы появлялись естественно, чтобы они были, насколько это возможно, подготовлены и чтобы голоса, которые более всего выделяются, как верхний голос и бас, всегда консони- ровали между собой. Мягкость и нежность иногда достаточно хорошо выражаются приготовленными малыми диссонансами... Томления и страдания превосходно выражаются задержанием, особливо хроматических диссонансов. Отчаяние и все чувства, которые ведут к исступлению или в которых есть что-то поражающее, требуют всевозможных диссонансов неприготовленных и, особливо, господствовавших в верхнем голосе» (цит. по: 78. Т. 2. С. 17j.

Подробное описание выражения чувств в музыке оставил нам в одном из своих трактатов теоретик Кванц: «Вот признаки, на основании коих, если не всегда, то в большинстве случаев можно заключить, какой аффект господствует и как, следовательно, построить исполнение надлежит: должно ли оно ласкающим быть, грустным или нежным, веселым, грубым, серьезным и т. д. Сие познается: 1. По тональности, мажорная она или минорная. Мажор обыкновенно употребляется для выражения веселого, бодрого, серьезного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности... 2. Можно узнать чувства по встречающимся интервалам: велики они или малы, по тому, надо ли играть легато или стаккато. Связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность. Напротив того, ноты кратко отрывистые, из отдельных скачков состоящие или из таких фигур, где точки стоят всегда после второй ноты, выражают веселое и грубое. Пунктированные и выдержанные ноты серьезное и патетическое выражают; смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми величественное и возвышенное выражают. 3. Можно понять чувства но диссонансам... Они производят не одинаковые, но всегда отличные друг от друга действия. 4. Указателем господствующего чувства является, наконец, слово, стоящее в начале каждой пьесы, как-то: allegro, ab поп tan to; assain т. д.» (цит. по: 78. Т. 1. С. 23).

Анализируя закономерности музыкальной выразительности с точки зрения теории аффектов, английский исследователь Дж. Хэррис отмечал, что выражаемая в музыке эмоция всегда связана с определенной идеей и что сама идея несет в себе определенное настроение. «Цель музыки — возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идее... На основе внутреннего естественного сродства определенные идеи возбуждают в нас определенные аффекты, под воздействием которых, в свою очередь, возникают соответствующие идеи» (цит. по: 194. С. 280).

Хэррис высказывал и такую интересную мысль, что поэтический текст, давая направление музыкальному аффекту, увеличивает силу его действия: «Музыка и поэзия по отдельности никогда не дадут такого аффекта, который достигается при их объединении. Одна поэзия неизбежно утрачивает многие из своих блестящих идей, затрачивая силы на возбуждение аффектов, тогда как при содействии своего союзника эти аффекты могут быть доведены до самого высокого уровня. Музыка же сама по себе возбуждает только аффекты, которые быстро ослабевают и без поддержки полнокровных образов поэзии гаснут» (цит. по: 194. С. 280).

Моделирование эмоций

Согласно данным современных представлений, эмоция синтезируется из отдельных семантических значений, в которых основой для дифференциации эмоций является движение, устремленность, окраска и напряжение музыкального переживания. При этом значение целого, семантический результат, зафиксированный в правой части из предлагаемых ниже формул. не содержится в значениях, вступающих во взаимодействие (см.: 117. С. 10):

Импульсивные, + радостная, светлая возбужденные, окраска

быстрые движения

Резкие движения + печальная окраска = бурное отчаяние

Ожидание + напряжение = стремление,

влечение, желание

Стремление + недоведенность = томление

до цели

Устремленность, отмечает В.В. Медушевский, является отличительным признаком ряда эмоций. Она «несовместима, например, с унынием, грустью, меланхолией, созерцательным настроением. В произведениях пасторального характера избегаются средства, создающие острые тяготения — секвенции, отклонения, модуляции». Характеризуя значение напряжения, В.В. Медушевский указывает, что его отсутствие или наличие разграничивает и сходные эмоции: «Сравним радость тихую, спокойную, созерцательную с радостью — глубоким чувством, сопровождаемым ощущением полноты, той радости, про которую говорят, что от нее дух захватывает» (117. С. 70).

ликование

Обобщая все вышеприведенные данные, а также учитывая тот факт, что в классификации темперамента в большинстве теорий присутствуют два компонента — активность и знак переживания (положительный или отрицательный), мы пришли к выводу, что кодирование различных эмоциональных состояний возможно при помощи следующей матрицы (рис. 4).

Минор (эмоции отриц.)

1 печаль   i III гнев
Темп медленный     Темп быстрый
       
II спокойствие     IV радость

Мажор (эмоции положит.)

рис. 4

Исходя из этой матрицы, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:

• Медленный темп 4- минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, грустные, унылые, скорбные, трагичные.

• Медленный темп + мажорная окраска = характер музыкальных произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный.

• Быстрый темп + минорная окраска = характер музыкальных произведений напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой.

• Быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

Предлагаемая матрица, как нам представляется, достаточно объективно схватывает сущность той или иной эмоции, содержащейся в музыкальном произведении. Для того чтобы наполнить эту матрицу конкретным содержанием, был проведен следующий эксперимент. Группе музыкантов-экспертов (5 человек) были даны карточки, на которых были написаны названия различных музыкальных произведений, с просьбой сгруппировать их по признаку общности выраженных в музыке эмоциональных состояний. В результате этого эксперимента были выявлены четыре группы музыкальных произведений, которые можно соотнести по двум характеристикам: темп (медленный-быстрый), и лад (мажор-минор). Результаты эксперимента отражены в табл. 4.

Нам представляется возможным любое музыкальное произведение расположить в той или иной системе предложенных координат, хотя мы понимаем, что в некоторых случаях это сделать сложно, т. к. во многих музыкальных произведениях выражаемые эмоции очень переменчивы. Поэтому для эксперимента мы выбрали такие произведения, которые имели четко выраженный характер.

Как можно видеть из приведенной выше таблицы, каждая область основных эмоциональных проявлений человека, среди которых мы выделяем спокойствие, печаль, радость и гнев, характеризуется совершенно определенным строем мыслей и образом действий.

Таблица 4

Параметры темпа и лада Литературные определения Названия произведений
Медленная, мажорная Лирическая, мягкая, созерцательная,элегическая. напевная.светлая Бородин. Ноктюрн из Второго струнного квартета; Шопен. Ноктюрн Фа мажор, крайние части; Шопен. Этюд Ми мажор, крайние части; Шуберт. Ave Maria; Сен-Санс. Лебедь
Медленная, минорная Сумрачная, трагическая, мрачная, тоскливая, гнетущая, подавленная, унылая, скорбная Чайковский. Пятая симфония, вступление; Он же. Шестая симфония. Финал; Григ. «Смерть Озе»; Шопен. Прелюдия до минор; Он же Марш из сонаты си-бемоль минор
Быстрая, минорная Драматичная, взволнованная, тревожная, беспокойная, мятежная, сердито-гневная, отчаянная Шопен. Этюд jYo 12; Чайковский. Шестая симфония 1 ч.; Бетховен. 14 сон., финал; Он же. 23 сон., финал; «Эгмонт»; Шуман. «Порыв»; Прокофьев. «Наваждение»
Быстрая, мажорная Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Шостакович. «Праздничная увертюра»; Лист. Рапсодия № 12, финал; Глинка. «Руслан и Людмила», Увертюра; Бетховен. Финалы Пятой и Девятой симфоний

Наличие развитой эмоциональной сферы имеет большое значение для формирования личности человека.

Социально зрелая личность должна, вероятно, характеризоваться способностью к установлению большого количества дружеских связей и чувством оптимизма, как это можно наблюдать у сангвиника; умением глубоко и обстоятельно рассматривать проблему и верность жизненным принципам, как это проявляется у флегматиков; чуткостью, отзывчивостью и деликатностью в межличностном общении, как это проявляется у меланхоликов; умением концентрировать большое количество нервно-психической энергии для достижения поставленной цели, активно утверждать свои жизненные ценности, как это проявляется у холериков. Музыкальное воспитание, знакомя школьников с различными эмоциональными состояниями, делает его одновременно и более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента данного школьника, тем самым расширяя и углубляя его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми. В предлагаемом нами принципе моделирования эмоций можно увидеть и характер отношения человека к какой-либо ценности, отражаемой при помощи музыки. Так, скорбная и элегическая музыка чаще всего выражает отрицательные эмоции человека по поводу утраты им какой-то определенной ценности.

Музыка радостного характера передает настроения человека, достигшего в своей жизни то, что в его представлении является важным и ценным. Тревожная, воинственно-наступательная по характеру музыка передает чувства человека, борющегося за достижение той или иной ценности. Спокойная, созерцательная музыка передает как бы философские размышления человека о жизни в ее многообразных проявлениях.

Естественно признать, что сила и устойчивость ценностных ориентаций человека зависят оттого, насколько широко они представлены в его переживаниях. От этого зависит и моральное состояние человека, ибо отношение к объекту, построенное только на эмоциях одного вида, способно деформировать личность. Так происходит с человеком, находящимся по каким- либо причинам в состоянии хронического озлобления.

Исходя из указаний относительно того, что чувства имеют предметную направленность и иерархическую соподчиненность, мы можем представить взаимоотношение эмоций и чувств в следующей модели (рис. 5).

Эта модель наглядно показывает, что предметное чувство, равно как и ценностная ориентация, в своем развитии должны опираться на эмоции всех основных модальностей. Смысл музыкально-нравственного воспитания заключается в том, чтобы вызвать у человека (слушателя) конкретные эмоциональные переживания и ориентировать, направить их на общественно-значимые ценности.

  Направленность
  i i _ на общее благо (чувство единения с миром)
Печи. 7 ь   • па благо другого (чувство товарищества, любви) Г не « • на собственное благо (самоуважение) Нестабильность Экстраверсия
     
Спокойствие   Радость — Против себя
Стабильность   __ Против другого — Против всею мира

Рис. 5

Более сложные модели змоций

Внутри указанных закономерностей моделирования эмоций средствами музыки можно найти много других различий, если воспользоваться более тонкими подходами к проблеме. Один из таких подходов связан с использованием принципов шкалы Миннесотского многофакторного опросника, получившего название у профессиональных психологов MMPI (подробнее см.: 166). Этот тест, имеющий 10 шкал, раскрывает различные стороны эмоциональных проявлений личности. По профилю этих шкал психологи могут определить особенности личности испытуемого (рис. 6).

Эти шкалы могут быть расположены в той же сетке координат, которая используется в модели личности по Айзенку (рис. 7).

В центре рис. 7 расположены шкалы, отражающие нормальный тип реагирования. По периферии окружности расположены профили, отражающие дезадаптив- ное состояние. Условные обозначения шкал: 1 — сверхконтроль, 2 — пессимистичность, 3 — эмоциональная лабильность, 4 — импульсивность, 6 — ригидность, 7 — тревожность, 8— индивидуалистичность, 9— оп-

6 1 2 3 4 5 6 7 " "ГГй

б)

ПГ~4 "5 5? в В ю

Рис. 6. Профиль шкал испытуемых с нормальным типом реагирования (а) и с депрессивным (б)

Не >чл пкч ивость \}?Г

Рппражсп м:>с и».

Ч>*СТИИТе;ШЮСТЬ.

ПСССИМИсТИ^НОС'!..

СЛСрЖЗДЖОСТЬ

боя UKWClb. гдо^шительносгь

И)ГГрОВСрСМЛ

гь.

рп ссул ител ьн осг ь. Ч *г>4

г.слпитичнои I ь 1 "

нилежлость. спокойствие

Ot'M/.T/iiv.Jv.

ПМОЦК^МЛ Н.Н<*ЛЬ.

Hsuiy.iwnti;*

И>Л ИHt'tK-T t

Экстра версия

Иеприичаленносп. спонтанность, искренность, луп шшесгь.

ОТКрМТ(Ч.Г%

о6шитечьн«хгь

Устойчивости Рис. 7.

тимистичность, О — интроверсия; знак «'» обозначает Т (количество баллов) больше 70, знак «-» означает Т= 50, косая черта означает Т, равное или менее 40. Пятая шкала — мужественности-женственности — в схеме не кодируется.

Каждая шкала MMPI раскрывает определенную существенную черту в личности человека в вербальных понятиях, которые имеют свое значение и на языке невербальной коммуникации, т. е. музыки. Приведем краткое описание каждой шкалы и возможные музыкальные произведения, которые им могут соответствовать,

Первая шкала — ипохондрия. Выявляет тенденции человека к повышенному беспокойству о своем здоровье, страхи и опасения за него. Нередко ипохондрики преувеличивают тяжесть своего заболевания, стараясь переложить свои трудности на плечи окружающих, уходя от решения проблем через демонстрацию своей беспомощности и слабости. Здесь мы не найдем проявления внутренней свободы, спонтанного выражения чувств, но увидим избыточную осторожность, боязливость, требовательность к себе и особенно к другим по части соблюдения социально одобряемых норм.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки первой шкалы:

Рахманинов — Этюды-картины: «Ая минор», «До минор», соч. 39;

Онеггер — Пятая симфония, III часть;

Шостакович — Десятая симфония, фрагменты I и II части.

Вторая шкала — депрессия. Говорит сама за себя. Она включает в себя переживания собственной несостоятельности в момент крушения надежд и жизненных планов, страдания, чувства вины и неуверенности в себе. Музыкальные произведения, несущие в себе признаки второй шкалы:

Чайковский — Финал Шестой симфонии;

Сибелиус — Грустный вальс;

Дворжак — Песня матери;

Сарасате — Цыганские напевы, медленная часть;

Шопен — Марш из сонаты си-бемоль минор.

Третья шкала — истерия. Характеризует человека со стороны проявления его динамических свойств. Лица, имеющие высокие показатели по этой шкале, отличаются подвижностью настроения, что обнаруживается в быстрых переходах от слез к смеху; в жестах, мимике, яркости и театральности эмоций при отсутствии подлинной глубины. Истерики склонны к поискам знаков социального внимания и одобрения, и, когда их не оценивают так высоко, как, по их мнению, они того заслуживают, их настроение доходит до истерического аффекта. Музыкальные произведения, несущие в себе признаки третьей шкалы:

Моцарт — первые части симфоний № 3, 36, 40;

Россини — увертюры к операм

«Сорока-воровка», «Севильский цирюльник»;

Рахманинов — Первая симфония, финал;

Лист — Венгерские рапсодии № 2, 10, 12.

Четвертая шкала — психопатия. Выявляет тенденции человека к импульсивности, спонтанности и раскованности поведения. Высокие показатели по этой шкале говорят о конфликтности, агрессивности поведения, высокой самооценке, выраженном эгоцентризме. Здесь можно также найти простоту в общении и упрямство, честолюбие, стремление к лидерству, слабость самоконтроля и снисходительное отношение к своим недостаткам. Так называемые возбудимые психопаты могут создавать совершенно невыносимую обстановку в коллективе своей неуживчивостью и отсутствием гибкости в поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: