Наименование этапа | Ошибки | Содержание ошибок |
Утверждение организационных документов по написанию работы | организационных документов | Несоответствие темы дипломной работы, указанной в задании, теме, указанной в приказе ректора вуза |
Расхождение срока представления законченной дипломной работы, указанной в графе, с данными, содержащимися в задании | ||
Несоответствие наименований глав, указанных в плане дипломной работы, формулировкам, содержащимся в задании | ||
рубрикации работы | Присвоение главам (параграфам, вопросам) излишне длинных формулировок | |
Включение в качестве названия главы (параграфа, вопроса) формулировки, выходящей за тему | ||
Выбор в качестве наименований глав (вопросов) проблем, не раскрывающих тему | ||
Совпадение формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы | ||
Пересечение названий параграфов дипломной работы | ||
Написание работы | введения | Формулирование актуальности темы через решение какого-либо вопроса |
Смешивание понятий "объекта изучения" и "предмета изучения" | ||
Изложение цели, задач, научной новизны и практической значимости, которые не раскрыты в основной части работы | ||
Указание информационной базы, фактически не использованной в работе | ||
Ошибки построения доказательств: | ||
основной части | - подмена доказываемого положения (доказывается слишком мало, слишком много или используется "аргумент к человеку"); | |
- основная ошибка; | ||
- предвосхищение основания; | ||
- ошибка перехода к безотносительности; | ||
- ошибка смешения целого и частного; | ||
- ошибка взаимосвязи последовательности явлений | ||
Определение понятий: | ||
- несоразмерности; | ||
- неясности; | ||
- круга; | ||
- неотрицательности | ||
Ошибки деления понятий: | ||
- несоразмерности; | ||
- множественности критериев; | ||
- неисключительности; | ||
- прерывности | ||
Ошибки в формулировании выводов: | ||
- тривиальность и очевидность; | ||
- формулирование промежуточных результатов; | ||
- декларация о результатах проделанной работы; | ||
- использование положений, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы | ||
Ошибки формулирования предложений: | ||
- голословность; | ||
- неконкретность; | ||
- прогнозирование только положительных сторон внедрения предложения | ||
Ошибки построения языковых конструкций: | ||
- употребление нескольких существительных, стоящих в родительном падеже; | ||
- частое употребление местоимения "мы"; | ||
- использования большого количества иностранных слов при наличии русских эквивалентов; | ||
- употребление слов в несоответствии с их значением; | ||
- использование слов и словосочетаний с неопределенным или слишком обобщенным значением; | ||
- многословие (использование лишних слов; использование слов, не нужных по смыслу; употребление с одним понятием более общего понятия; | ||
- использование канцеляризмов | ||
заключение | Отсутствие положений, показывающих достижение цели и задач работы | |
Подготовка студента к защите | слишком длинный доклад | |
Отсутствие полученных выводов | ||
Неправильное произношение слов | ||
подготовки иллюстраций | Большое количество иллюстраций или их полное отсутствие | |
Отсутствие нумерации и названия иллюстраций | ||
Отсутствие связи иллюстраций с текстом доклада |
ГЛОССАРИЙ.
|
|
|
|
Категории и понятия научной работы.
Абстрагирование – прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.
Аксиомы – утверждения, доказательство истинности которых не требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия.
Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.
Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания, используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обладает.
Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Верификация – проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувствительными данными, экспериментом.
Генезис – процесс образования и становления какого-либо природного или социального явления.
Гипотеза – научное предложение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Дедукция – вид умозаключения об общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Доказательство – установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории. В логическом доказательстве аргументация проводится по правилам и средствам логики.
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе.
Закономерность (общественная) – повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.
Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. От других форм мышления и научного знания (понятие, теория и др.) идея отличается тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливается с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания. Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме – как результат деятельности человеческого мышления.
|
|
Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Классификация – система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности.
Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.
Методика исследования – система конкретных приемов или способов осуществления какого-либо исследования.
Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающих оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в тоже время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной деятельности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Наука – система знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого сознания, их сущность и законы развития. Наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о явлениях природы и общества.
Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.
|
|
Научная теория – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научное предвидение – определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем.
Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Определение (дефиниция) – один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения – уточнение содержания используемых понятий.
Парадигма – понятие современной науки, означающее особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира и соответственно образцы или модели постановки и решения исследовательских задач. Смена парадигмы рассматривается как научная революция.
Понятие – мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.
Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме – такова логика постановки вопроса.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:
- исследовательская – комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
- комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народохозяйственных задач;
- научная – совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной области.
Синтез – соединение раннее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Средства науки – это методы мышления, методы эмпирического исследования, а также активная и пассивная техника (система научных приборов, устройств, заданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность).
Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Фактор - причина, движущая сила какого- либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.
Эксперимент - апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.
Эмпирическое описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей обработки.