Наиболее часто допускаемые студентами ошибки при подготовке работ

Наименование этапа Ошибки Содержание ошибок
Утверждение организационных документов по написанию работы организационных документов Несоответствие темы дипломной работы, указанной в задании, теме, указанной в приказе ректора вуза
Расхождение срока представления законченной дипломной работы, указанной в графе, с данными, содержащимися в задании
Несоответствие наименований глав, указанных в плане дипломной работы, формулировкам, содержащимся в задании
рубрикации работы Присвоение главам (параграфам, вопросам) излишне длинных формулировок
Включение в качестве названия главы (параграфа, вопроса) формулировки, выходящей за тему
Выбор в качестве наименований глав (вопросов) проблем, не раскрывающих тему
Совпадение формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы
Пересечение названий параграфов дипломной работы
Написание работы введения Формулирование актуальности темы через решение какого-либо вопроса
Смешивание понятий "объекта изучения" и "предмета изучения"
Изложение цели, задач, научной новизны и практической значимости, которые не раскрыты в основной части работы
Указание информационной базы, фактически не использованной в работе
Ошибки построения доказательств:
основной части - подмена доказываемого положения (доказывается слишком мало, слишком много или используется "аргумент к человеку");
- основная ошибка;
- предвосхищение основания;
- ошибка перехода к безотносительности;
- ошибка смешения целого и частного;
- ошибка взаимосвязи последовательности явлений
Определение понятий:
- несоразмерности;
- неясности;
- круга;
- неотрицательности
Ошибки деления понятий:
- несоразмерности;
- множественности критериев;
- неисключительности;
- прерывности
Ошибки в формулировании выводов:
- тривиальность и очевидность;
- формулирование промежуточных результатов;
- декларация о результатах проделанной работы;
- использование положений, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы
Ошибки формулирования предложений:
- голословность;
- неконкретность;
- прогнозирование только положительных сторон внедрения предложения
Ошибки построения языковых конструкций:
- употребление нескольких существительных, стоящих в родительном падеже;
- частое употребление местоимения "мы";
- использования большого количества иностранных слов при наличии русских эквивалентов;
- употребление слов в несоответствии с их значением;
- использование слов и словосочетаний с неопределенным или слишком обобщенным значением;
- многословие (использование лишних слов; использование слов, не нужных по смыслу; употребление с одним понятием более общего понятия;
- использование канцеляризмов
заключение Отсутствие положений, показывающих достижение цели и задач работы
Подготовка студента к защите   слишком длинный доклад
Отсутствие полученных выводов
Неправильное произношение слов
подготовки иллюстраций Большое количество иллюстраций или их полное отсутствие
Отсутствие нумерации и названия иллюстраций
Отсутствие связи иллюстраций с текстом доклада

ГЛОССАРИЙ.

Категории и понятия научной работы.

Абстрагирование – прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.

Аксиомы – утверждения, доказательство истинности которых не требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия.

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания, используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обладает.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Верификация – проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувствительными данными, экспериментом.

Генезис – процесс образования и становления какого-либо природного или социального явления.

Гипотеза – научное предложение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция – вид умозаключения об общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Доказательство – установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории. В логическом доказательстве аргументация проводится по правилам и средствам логики.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе.

Закономерность (общественная) – повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. От других форм мышления и научного знания (понятие, теория и др.) идея отличается тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.

Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливается с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания. Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме – как результат деятельности человеческого мышления.

Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Классификация – система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности.

Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методика исследования – система конкретных приемов или способов осуществления какого-либо исследования.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающих оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в тоже время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной деятельности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Наука – система знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого сознания, их сущность и законы развития. Наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о явлениях природы и общества.

Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное предвидение – определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем.

Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Определение (дефиниция) – один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения – уточнение содержания используемых понятий.

Парадигма – понятие современной науки, означающее особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира и соответственно образцы или модели постановки и решения исследовательских задач. Смена парадигмы рассматривается как научная революция.

Понятие – мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме – такова логика постановки вопроса.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:

- исследовательская – комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

- комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народохозяйственных задач;

- научная – совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной области.

Синтез – соединение раннее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Средства науки – это методы мышления, методы эмпирического исследования, а также активная и пассивная техника (система научных приборов, устройств, заданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность).

Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Фактор - причина, движущая сила какого- либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Эксперимент - апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.

Эмпирическое описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей обработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: