· Нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей социальной группы и их объединений,
·формирование соответствующего этического сознания специалистов в социальной сфере.
Функции этики социальной работы:
·оценочная; регулятивная; организационная; управляющая; мотивационная; координирующая; регламентирующая; воспроизводственная; воспитательная; коммуникативная; оптимизирующая; превентивная; стабилизирующая; рационализирующая; превентивная; прогностическая; разрешение противоречий; информационная; социальная; социализирующая и др.
Этические принципы социальной работы:
·.Гуманизм в его конкретном выражении
·Личностный подход, включающий уважение личного достоинства, воспитание самоуважения, а также привлечение к сотрудничеству на основе свободного выбора
·Доверие к клиенту и стремление к получению уважения со стороны клиента
·Гибкость и принцип модальности: учет половозрастных характеристик, особенностей характера, принадлежности к определенной культуре (дискурсивный подход)
|
|
·Перманентность создания программ социального сопровождения на всем кризисном этапе жизни клиента
·Компетентность, стержнем которой является принцип “не навреди”
·Посредничество, предусматривающее привлечение других организаций к решению проблем.
·Соблюдение разумных интересов клиента, помощь в установлении приоритетов решаемых проблем.
Основные категории этики социальной работы:
Этические отношения – возникают в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей связей, заключаются в достижении общественного и личного блага, путём трансформирования системы «человек-среда». (специалист – клиент, специалист – окружение клиента, соц.раб-соц.раб., а так же институт соц.работы – другие гос.орг-ии, государство, общество)
Этическое сознание – отражение социального бытия и деятельности самого социального работника, возникающих в процессе профессиональных отношений. Этическое сознание является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потребности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действии.
Этические действия – социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, способ её достижения, намерение оцениваются с точки зрения соответствия их моральным нормам, т.е.представления социума о добре и зле.
Этический кодекс — формализованное провозглашение ответственности профессии перед обществом и клиентами; специалистами перед соей профессией.
Цель кодекса — определение принципов работы соц.работника в интересах защиты клиента
Задачи кодекса:
·охранять репутацию профессии
·предоставлять критерии, применимые в регулировании поведения специалиста
·направлять к компетентности и добросовестности в работе
· защищать людей от некомпетентных практиков