Предмет деятельности соц.работы — человек. Для эффективности деятельности → сформированность проф.системы ценностей индивида (гуманизм, альтруизм, ценность самоопределения, социальной справедливости)
Ценность — совокупность представлений о человеческом, социальном, культурном значении определённых реалий действительности в парадигме добра и зла. Они задают ориентиры в поведении и деятельности человека. Ценности задают ценностные ориентации.
Ценностные ориентации – это важнейшие элементы структуры личности, которые закрепляются жизненным опытом индивида и вбирают в себя значимое, существенное для данного человека.
Профессиональные ценности социальной работы:
·уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида;
·принятие клиента таким, каков он есть;
·неосуждающее отношение к клиенту;
·уважение права клиента на самоопределение;
·уважение доверия клиента;
·вера в человеческие способности к изменению, росту и улучшению;
·постоянное профессиональное развитие;
·обязательство работать в интересах клиента;
·толерантность и др.
Принципы СР могут рассматриваться как общие ценности СР: Гуманизм в его конкретном выражении;Личностный подход, включающий уважение личного достоинства, воспитание самоуважения, а также привлечение к сотрудничеству на основе свободного выбора;Доверие к клиенту и стремление к получению уважения со стороны клиента;Гибкость и принцип модальности: учет половозрастных характеристик, особенностей характера, принадлежности к определенной культуре (дискурсивный подход);Перманентность/непрерывность создания программ социального сопровождения на всем кризисном этапе жизни клиента;Компетентность, стержнем которой является принцип “не навреди”;Посредничество, предусматривающее привлечение других организаций к решению проблем.;Соблюдение разумных интересов клиента, помощь в установлении приоритетов решаемых проблем.
Профессиональные требования в с.р.: Иметь хорошую профессиональную подготовку;Обладать достаточно высоким уровнем общей культуры;Владеть информацией о современном положении социальных и экономических процессов в обществе;Уметь предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию; Обладать определеной социальной приспособленностью;Иметь профессиональный такт, способность вызывать симпатию и доверие у окружающих; Обладать эмоциональной устойчивостью;Обладать хорошим здоровьем, быть способным выносить большие физические нагрузки;
Личностно-нравственные качества социального работника: честность, совесть, объективность, справедливость, внимательность и наблюдательность, толерантность, творческое мышление, четкость и компетентность, личная и социальная ответственность, социальная адаптивность, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, терпение, коммуникативность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию.