Вопрос 10. Основные этапы развития социальной работы за рубежом

На рубеже XIX и XX вв. во многих европейских государствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла ср как вид проф деятельности, кот развивалась наряду с благотворительными организациями.

период интенсивного развития капитализма
1. Переход от общинной формы соц жизни к более индивидуализированной;
2. Переход от авторитарного, харизматического лидерства к высокопрофессиональному менеджменту;
3. Переход от обычного права как регулятора общинных отношений к юридическому. легитимизация сословных льгот и привилегий сменяется утверждением равенства всех граждан перед законом;

Долг милосердия — фундаментальный принцип всех иудеохристианских религий. Его истоки можно обнаружить в Ветхом Завете.

Одним из первых деятелей в области ср для бедных был священник-униат Джозеф Таккерман. Его попытки улучшить условия жизни бедняков Бостона в начале XIX в. путем организации Общества милосердия более чем на полвека определили направление американской социальной работы. Ее будущее развитие в форме движения Общества благотворительных организаций было инициировано священнослужителем — Стивеном Хамфрисом Гертином. Это движение способствовало появлению Общественного совета соц защиты и агентства по проблемам семьи.

Одно из направлений в истории ср в СШÀ было связано со сферой оказания мат помощи. «Дружелюбные посетители» из организации благотворительности могут считаться первыми соц работниками.

Àссоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х в целях оказания мат помощи бедным людям. внимание на выяснении условий, приводивших к нищете.

Эти организации- предшественники совр системы изучения жизни неблагополучных семей и оказания им помощи. Они считали, что посещения заменяют дома призрения, во время посещений ведется изучение, регистрация, сотрудничество и координационная работа в целях определения того, что должна представлять собой необходимая поддержка.

Выдача пособий неимущим, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности.

В основе движения по созданию благотворительных организаций лежало убеждение, что оно даст средства, которые помогут спасти города от пороков нищенства и справиться с антагонизмами, вытекающими из соц различий. упор на религиозные ценности, любовь к ближнему. Главная цель- спасти «несчастных от греха нищеты». Благотворительные организации создавали службы по обеспечению работой, оказывали юр помощь и предоставляли услуги адвокатов. К концу столетия на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачиваемых служащих.

Советы благотворительности и преображения штатов. В 1874 г. Национальная конференция благотворительности и преображения собрала вместе предшественников будущей профессиональной ср и заложила теоретические основы соц обеспечения. Конференция была созвана по инициативе советов благотворительности и преображения нескольких штатов. Советы обычно поддерживали местные богадельни и тюрьмы, были вынуждены заниматься отношениями с властями штатов, а также фин вопросами. решали какие соц учреждения и программы должны поддержать законодатели.

становление профессиональной системы ср:

В историческом плане к наиболее известным школам в теории ср относятся диагностическая и функциональная. Диагностическая школа связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка ср. назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоц проблем ветеранов Первой мировой войны.

Мэри Ричмонд- сущность метода индивидуальной ср.

бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент в роли своеобразного больного, и задача ср- «соц врачевание» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, подготовка подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.

Дальнейшее осмысление- В. Робертсон и Г. Хамильтон. Представители диагностической школы ср утверждали, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации.

В. Робертсон предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта, и процесс помощи строить на основе данных доминант. Осн акцент на сбор информации о прошлом опыте клиента, его детстве, оценке личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной.

Г. Хамильтон. Диагноз как основа метода им переосмысляется; он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и проблемы.

Отношения между клиентом и социальным работником превращаются почти в авторитарные, а задачей последнего становится «лечение» клиента.

Другой подход.Функциональная школа (О. Ранк).желание перемен у клиента, его способности к восприятию помощи. осн внимание уделяли началу процесса изменений. оригинальная методика по организации аппарата помощи — предоставление и прием помощи.

основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное в создании и развитии техник и методов помощи клиенту. Из теории Джона Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение» — право клиента решать за себя. происходит переход к современному пониманию сущности ср и отказ от авторитарных и формальных отношений.

Гуманистические подходы Маслоу и Хорни определили дальнейшее развитие функциональной школы социальной работы. Данная школа берет на вооружение теоретические конструкты о личности как системе, кот постоянно стремится к своему саморазвитию, позитивному росту.

История развития институтов по подготовке кадров в США:

I этап - «ученический», этап допрофессионального образования (1877-1898 гг.), связан с образовательной деятельностью, осуществляемой благотворительными организациями и соц агентствами. Начало 1877 г., когда было создано первое в США «Общество организованной благотворительности», с деятельностью которого и связано начало становления системы профессиональной подготовки социальных работников в США;

II этап - «школьный»,этап профессионализации образования в области ср (1898-1913 гг.), связан с образовательной деятельностью школ социальной работы. начало в 1898 г. в США появилась первая такая школа, что ознаменовало собой окончание этапа допрофессионального образования и начало нового - «школьного»;

III этап - «кейс» -этап, этап университетского образования в области ср (1913-1929 гг.), связан с интеграцией школ ср в структуру американских университетов. начало1913 г.,;

IV этап - «милфордский»,этап стандартизации образования в области ср (1929 - начало 1930-х гг.), связан с деятельностью так называемой Милфордской ассоциации организаций по ср.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: