Понятие личности и подходы к ее пониманию:
Личность – сущность человека, детерминирующая характер взаимодействия человека с миром, который интегрирует, согласует индивидуальные проявления человека (чувства, мышление, действия), обеспечивающие человеку тождественность, устойчивость, постоянство во времени.
Подходы к изучению личности:
·изучение отдельных случаев, клинические наблюдения. Life-данные или L-данные – наблюдение в жизни
·лабораторные исследования, эксперименты (объективные данные, objective-данные, о-данные)
·тесты
·самоотчёты об опросах (question-данные, q-данные)
·корреляционный, статический анализ
·лонгитюдное исследование (длительное изучение одних и тех же людей)
·псевдологитюдный или срезный подход (взять большую группу детей и выделить типичных).
Основные компоненты теории личности:
· что?
·черты личности
·типы
·уровни
· как происходит развитие?
·стадийная модель развития личности
·факторная модель (что влияет на развитие личности: врожденные/ приобрет. Факторы, биосоц. Проблема, баланс факторов).
|
|
· почему? (вопрос мотивации поведения):
·снятие напряжения – главное, что движет человеком, тк напряжение возникает из-за неудовлетворённости потребностей (гедонистические подходы)
·получение желаемого
·увеличение напряжения (противоположный подход)
·стремление к самореализации, новым впечатлениям (что вызывает повышение напряжения; гуманистические теории; проактивность/реактивность)
·потребность иметь предсказуемую картину мира (когнитивный подход)
·патология, этиология – знание патологий, причин их развития; вопрос о псих здоровье, о том, как его достичь
Структурные характеристики личности:
Уровни личности: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное (вкл. архитипы: персона, аниме и анимос, тень), установки личности (экстраверт, интроверт), функции (мышление,чувства, ощущения,интуиция), самость (центр личности).
Конспект по психосоциальной работе:
Структурные элементы которые лежат в основе методики. 5 структурных компонентов, которые определяют отнесение методики к тому /иному блоку
·Черта личности – устойчивое качество /симптом человек вести себя определенным образом, разнообразно
– одномерные методики (измеряется одна черта)
- многомерные (Айзенк Кетелл, Олпорт) – измеряется много черт
2) иерархические модели личности (в основе лежат разноуровневые характеристики) – личностный опросник Айзенка, на влияние темперамента
Экстроверсия – складывается из отдельных черт:
- общительность
- живость реакции
- активность человека
- настойчивость достижения цели
|
|
- стремление к успеху
Модели мотивации поведения:
Наиболее известными являются следующие теории мотивации:
·теория потребностей Маслоу;
·теория приобретённых потребностей Мак-Клелланда;
·теория двух факторов Герцберга.
Теория потребностей А.Маслоу
потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов;
·далеко не всегда наблюдается жёсткое следование одной группы потребностей за другой;
·удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.
Ещё одна теория – концепция приобретённых потребностей Д. Мак-Клелланда, связанная с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей достижения, соучастия и властвования. Эти потребности, если они достаточно сильны у человека, оказывают заметное воздействие на его поведение, заставляя прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей.
Наиболее простой теория мотивации, основанной на теории потребностей, была сформулирована Ф. Герцбергом. Он предположил, что существуют две большие категории факторов, влияющих на мотивацию: гигиенические и мотивирующие.
Гигиенические отвечают за контекст работы и могут являться источником неудовлетворенности работой. К этой группе факторов Герцберг отнёс:
·политику фирмы;
·условия работы;
·заработную плату;
·межличностные отношения в коллективе;
·степень непосредственного контроля над работой.
Мотивирующие факторы отвечают за содержание работы и влияют на удовлетворенность работой:
·успех;
·продвижение по службе;
·признание и одобрение результатов работы;
·высокая степень ответственности;
·возможности творческого и делового роста.