Объяснительная и предсказательная функции теорий личности

Понятие личности и подходы к ее пониманию:

Личность – сущность человека, детерминирующая характер взаимодействия человека с миром, который интегрирует, согласует индивидуальные проявления человека (чувства, мышление, действия), обеспечивающие человеку тождественность, устойчивость, постоянство во времени.

Подходы к изучению личности:

·изучение отдельных случаев, клинические наблюдения. Life-данные или L-данные – наблюдение в жизни

·лабораторные исследования, эксперименты (объективные данные, objective-данные, о-данные)

·тесты

·самоотчёты об опросах (question-данные, q-данные)

·корреляционный, статический анализ

·лонгитюдное исследование (длительное изучение одних и тех же людей)

·псевдологитюдный или срезный подход (взять большую группу детей и выделить типичных).

Основные компоненты теории личности:

· что?

·черты личности

·типы

·уровни

· как происходит развитие?

·стадийная модель развития личности

·факторная модель (что влияет на развитие личности: врожденные/ приобрет. Факторы, биосоц. Проблема, баланс факторов).

· почему? (вопрос мотивации поведения):

·снятие напряжения – главное, что движет человеком, тк напряжение возникает из-за неудовлетворённости потребностей (гедонистические подходы)

·получение желаемого

·увеличение напряжения (противоположный подход)

·стремление к самореализации, новым впечатлениям (что вызывает повышение напряжения; гуманистические теории; проактивность/реактивность)

·потребность иметь предсказуемую картину мира (когнитивный подход)

·патология, этиология – знание патологий, причин их развития; вопрос о псих здоровье, о том, как его достичь

Структурные характеристики личности:

Уровни личности: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное (вкл. архитипы: персона, аниме и анимос, тень), установки личности (экстраверт, интроверт), функции (мышление,чувства, ощущения,интуиция), самость (центр личности).

Конспект по психосоциальной работе:

Структурные элементы которые лежат в основе методики. 5 структурных компонентов, которые определяют отнесение методики к тому /иному блоку

·Черта личности – устойчивое качество /симптом человек вести себя определенным образом, разнообразно

– одномерные методики (измеряется одна черта)

- многомерные (Айзенк Кетелл, Олпорт) – измеряется много черт

2) иерархические модели личности (в основе лежат разноуровневые характеристики) – личностный опросник Айзенка, на влияние темперамента

Экстроверсия – складывается из отдельных черт:

- общительность

- живость реакции

- активность человека

- настойчивость достижения цели

- стремление к успеху

Модели мотивации поведения:

Наиболее известными являются следующие теории мотивации:

·теория потребностей Маслоу;

·теория приобретённых потребностей Мак-Клелланда;

·теория двух факторов Герцберга.

Теория потребностей А.Маслоу

потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов;

·далеко не всегда наблюдается жёсткое следование одной группы потребностей за другой;

·удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.

Ещё одна теория – концепция приобретённых потребностей Д. Мак-Клелланда, связанная с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей достижения, соучастия и властвования. Эти потребности, если они достаточно сильны у человека, оказывают заметное воздействие на его поведение, заставляя прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей.

Наиболее простой теория мотивации, основанной на теории потребностей, была сформулирована Ф. Герцбергом. Он предположил, что существуют две большие категории факторов, влияющих на мотивацию: гигиенические и мотивирующие.

Гигиенические отвечают за контекст работы и могут являться источником неудовлетворенности работой. К этой группе факторов Герцберг отнёс:

·политику фирмы;

·условия работы;

·заработную плату;

·межличностные отношения в коллективе;

·степень непосредственного контроля над работой.

Мотивирующие факторы отвечают за содержание работы и влияют на удовлетворенность работой:

·успех;

·продвижение по службе;

·признание и одобрение результатов работы;

·высокая степень ответственности;

·возможности творческого и делового роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: