Миссионерская работа монашеских орденов в испанской Америке XVI-XVII ВВ. : проблемы и конфликты

Очень немного приехало мирских священников. Причём в основном они служили капелланами на кораблях, и поневоле становились миссионерами. На них трудно было положиться. Энтузиастов-одиночек было очень мало. В основном ехали "надломленные" люди, авантюристы. Хроника Диего де Ланго: в одну из колоний на Юкотане приехал ревизор, и обнаружил что у каждого идальго - гарем. Вдобавок эти люди жили в постоянном напряжении - что где урвать. Эта атмосфера более всего разлагала белое духовенство. Их было не так много, они были людьми достаточно невежественными. Архиепископ Мексики в конце 16 века обязан был написать отчёт королю; против каждого эпитеты: сребролюбец, драчун, картёжник; 42 человека - неграмотные. Кортес, покорив ацтеков и увидев большое поле деятельности, писал королю - не назначать белых священников, которые только компрометируют государство и Церковь в глазах новообращённых. Первыми появились доминиканцы, и именно они стали протестовать против беззаконий в отношении индейцев (1711). Следом появляются францисканцы, затем августинцы. Эти ордена участвуют в покорении майя, инков и ацтеков. Три этапа работы миссионерских орденов: 1. Первые 20 лет: в городах монахи построили себе миссионерские монастыри (дома); оттуда по двое-трое пытались выходить на встречу с индейским населением, жить среди индейцев в деревнях, изучать язык и заниматься в основном с детьми. Этот этап потребовал 20 лет. Выросло поколение людей, которые могли понимать миссионеров, участвовать в богослужении, имели представление о христианстве. Это была молодёжь. Из них стали складываться особые приходы, но монахи называли это "училища". 2. Ещё 20 лет существовали и развивались индейские приходы. К этим приходам часто давались энкомьенды(земельный надел).Эти приходы становятся обычными сельскими/городскими приходами и выходят из-под юрисдикции монахов. Только тут понадобилось белое духовенство. Проблемы: 1. Испанские колонисты/помещики стали врагами миссии они воспринимали индейцев только как рабов и боялись доверительных отношений миссионеров с индейцами - особенно когда миссионеры изучали язык индейцев. Самые решительные миссионеры уходят вглубь, в необжитые районы, часто рискуя жизнью. Доминго де Савазар(?): выучил много местных наречий; став епископом, многих крестил. Конфликт с конкистадорами имел ещё одно измерение: конкистадоры изначально - военная диктатура. А гражданская жизнь налаживается вицекоролём. Король уравновешивает деятельность конкистадоров через монахов. 2. Конкуренция монашеских орденов. Разные уставы. Доминиканцы и францисканцы между собой спорили о богословии, даже были между ними церковные суды. Сами монахи не имели личных конфликтов, но руководство орденов смотрело на всё это стратегически. Ещё на Гаити в 1510-х одновременно поселились францисканцы и доминиканцы и начали конфликт по поводу миссионерских действий. Францисканцы действовали по формальному учению о таинствах. Чтобы крестить как можно больше людей, упростили чинопоследование крещения: перестали совершать оглашение, никого ничему не учили, просто окунали в водоём. Доминиканцы это заметили и пожаловались в Рим. Тут началась просто гражданская война между двумя орденами. 1537 булла папы Павла III: признаёт "спорные" крещения, но призывает больше так не поступать; призвал к миру и согласию. Король запретил строить рядом францисканские и доминиканские монастыри, и запретил индейцам переходить из ордена в орден. 3. Проблема приходского духовенства и монахов-миссионеров. Если идёт планомерная миссия, действует миссионер - к чему должна в итоге привести миссия? Территория должна стать епархией. В итоге миссии миссионер должен уйти. Это очевидное противоречие. В испанских колониях эта проблема встала очень остро (португальские колонии были однодневными, а испанские - долгими). Монашествующие миссионеры были тесно связаны с королевской властью. Со времён Генриха Мореплавателя Рим дал королям право патроната над новыми землями. Епископы, назначенные из Рима, т. о. подчинялись королю. У короля был "Совет по делам Индии", через который утверждались все кандидатуры, шедшие в Новый свет. Отдельно миссионерское служения Рима, отдельно - орденов. Монахам даны серьёзные полномочия: должны были докладывать о зловредных действиях конкистадоров, решать вопросы гражданской власти. Епископы также назначались королём, но они отчитывались непосредственно перед Римом. Монахи вынуждены были принять на себя очень широкие полномочия: могли организовывать новые приходы, назначать (не рукополагать) туда священников, совершать конфирмацию (миропомазание); эти полномочия потребовали другого отношения и со стороны самих монахов. Пришлось пересмотреть большое количество монашеских обязанностей и применить их к новой ситуации. Кроме того, надо было выучить языки, но в итоге возникают индейские приходы, не подчиняющиеся централизованной церковной власти. 1528 в Мексику назначили епископа Сумаррага. У него там не было епархии - были миссионеры, подчинявшиеся только королю; была горстка белого духовенства, рассеянного по разным местам. А приходов у него не было. Индейские приходы финансово полностью участвовали в схеме, шедшей помимо епископов. Все епископы нового света оказались в этом странном положении. Руководство орденов стремится удержать привилегии, описанные уже и в папских буллах. 1521 Лев X: миссионеры имеют право по усмотрению совершать постриги в орден и назначать, если нет там епископа. 1. Миссионерам на расстоянии40 миль (60 км) от епископов дана полная власть. 1555 робкий протест епископов. Просили, чтобы монахи хотя бы брали разрешение на открытие новых приходов и потом приглашали туда епископов. Ответ: 1. Епископы подчиняются королю 2. Король всегда прав 3. В данном случае испанская корона ничего делать не собирается. Тогда пожаловались в Рим. Монахи торжествовали победу; В 1555 в Мехико Архиепископ Мексики созвал синод. Принято решение постепенно заменять миссионеров "нормальным" белым духовенством в епархиальных приходах. Решения отправлены в Рим для утверждения, и были утверждены. Сопротивление аббатов, канцелярская война. 1564 папа Пий V буллой на основании Тридентского собора отозвал экстраординарные полномочия миссионеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: