Обзор историографии

Тема английской буржуазной революции довольно широко представлена в историографии: особое внимание проблеме революционной мысли и общественного движения в Англии XVII в. уделялось в советское время. Движение "уравнителей" исследователи также не обошли стороной, рассматривая их идеи в рамках работ по истории демократического движения времен английской революции. Если же говорить о трудах, посвященных непосредственно исследованию мировоззрения и идей Джона Лильберна, то их в историографии сравнительно немного. Поэтому к написанию данного доклада были в основном привлечены работы общего характера, посвященные движению левеллеров в целом.

Одной из наиболее ранних работ, посвященных левеллеровскому движению, стала работа Попова-Ленского И.Л. "Лильберн и левеллеры"[3], в которой автор пытается анализировать роль Лильберна в английской революции. В целом, труд представляет из себя довольно полный анализ взглядов левеллеров и их вождя, однако, что касается определения значимости фигуры Джона Лильберна в процессе революционного движения в Англии XVII в., то кажется, что значение его сильно преувеличено. За возвеличиванием фигуры Лильберна автор порой упускает из внимания особенности социально-политической обстановки Англии в указанный период.

В 1933 г. появляется статья Семенова В.Ф., советского историка-медиевиста, опубликованная в ежемесячном научно-популярном историческом журнале "Борьба классов"[4]. Автор рассматривает путь становления левеллеровского движения в Англии и анализирует причины поражения левеллеров на политической арене. Данная статья дает нам представление о деятельности Лильберна в период становления и расцвета движения уравнителей.

Изучена была также работа Прозоровой Н.С. "Политические и правовые взгляды Джона Лильберна"[5]. Автор анализирует памфлетную деятельность Лильберна и достаточно подробно рассматривает отдельные аспекты его идейной программы, такие как: теория естественного права, взгляды на собственность, теория общественного договора, организация государственной власти и теория верховенства народа над парламентом. К исследованию привлечен довольно широкий пласт памфлетов Джона Лильберна, что позволяет автору делать обобщающие выводы, касающиеся политических и общественных взглядов "честного Джона".

Левин Г.Р. создал ряд работ, посвященных движению левеллеров в английской революции и всестороннему его освещению. При работе над данным докладом были привлечены следующие труды исследователя: " Из истории демократического движения в годы английской буржуазной революции XVII в."[6] и "К вопросу о зарождении и оформлении демократической группировки левеллеров"[7], обе работы представлены в сборниках научных работ и ученых записок, посвященных изучению различных аспектов истории Англии. Ученый исследует путь становления левеллеровского движения, а также изучает памфлеты Лильберна и иных значимых представителей уравнителей и сравнивает их взгляды.

Барг М.А., советский историк и специалист по истории Великобритании, также писал о левеллерах и Лильберне, в частности. Среди его работ, учитываю тему представленного доклада, необходимо выделить труд "Генезис идеологии истинных левеллеров"[8]. Работа посвящена исследованию мысли и деятельности представителей диггеров, однако здесь приводится сравнительная характеристика идей истинных левеллеров и левеллеров политических в отношении собственности, что делает данное исследование полезным при рассмотрении взглядов Лильберна на собственность. Также было привлечено другое исследование Барга М.А. – "Великая английская революция в портретах ее деятелей"[9], где личности Джона Лильберна автор посвящает целую глава, в которой подробно рассматривает жизненный путь памфлетиста, что дает нам полное представление о тех жизненных обстоятельствах, которые повлияли на формирование мировоззрения Лильберна.

Так, были привлечены историографические работы по истории движения левеллеров и общественно-политическим взглядам Лильберна разного времени, что позволило составить общую историографическую картину по теме доклада.

Глава 1. "Свободнорожденный" Джон: жизненный путь и формирование взглядов.

"Итак, остаюсь ваш незаконно угнетаемый узник,

готовый подвергнуться новым оскорблениям

с вашей стороны, но открыто выступающий

против вашей злобы,

честный Джон Лильберн." [10]

Джон Лильберн стал одним из наиболее великих памфлетистов и публицистов Англии XVII в. Его имя неразрывно связано с революционными потрясениями, с идеей свободы английского народа, с установлением республики.

Лильберн родился в 1618 г. в Гринвиче, в семье провинциального джентри (как, кстати, и Оливер Кромвель), придерживающейся пуританских взглядов. Вероятно, его семья была втянута в предпринимательское и торговое дело, несмотря на то, что в северных графствах, где проживал Джон Лильберн, раннекапиталистический уклад лишь начинал зарождаться.

В 1629 г. Лильерна отправляют в Лондон в качестве подмастерья оптового торговца щерстяными изделиями. Что касается образования, то Лильберн закончил лишь начальную школу, что, впрочем, не помешало ему впоследствии неплохо разбираться в юриспруденции, в конституционном праве, в истории Реформации. Будучи торговым учеником, Лильберн располагал достаточным количеством свободного времени для самообразования, для чтения Библии, для изучения работ Лютера, Кальвина, Джона Фокса, Картрайта и других. С детства росший в окружении пуритан, в Лондоне Лильберн попал в центр пуританской жизни, с ее вольностью идей[11].

Та оппозиционная среда, в которой оказался Лильберн, в совокупности с его страстью к самообразованию и к изучению трудов великих пуритан во многом поспособствовала формированию мировоззрения "свободнорожденного" Джона[12]. Более того, начала накаляться и политическая атмосфера в стране: Карл I разгоняет Парламент и начинается 11-летнее беспарламентское правление короля. Во главе церкви встает У. Лод, начинаются гонения на пуритан. Все это способствует укреплению оппозиционных воззрений в отдельных кругах общества, новое течение подхватывает и Дж. Лильберна.

"Бунтарские" настроения Лильберна усиливаются с нарастанием в Англии структурного кризиса. Поспособствовало неприятию Лильберным существующей на тот момент политической системы и его тюремные злоключения. Во второй половине 30-х гг. Лильберн начинает самостоятельно участвовать в перевозке из Голландии в Англию запрещенной пуританской литературы, за что в 1637 г. его и арестовывают. На допросе 19-летний Лильберн держался очень смело, спорил со следователем и в конце концов категорически отказался отвечать на вопросы, Звездная палата присудила его к высокому штрафу в 500 фунтов стерлингов и к публичному бичеванию[13]. За стоическое поведение Джон был прозван в народе "свободнорожденным", а властью стал еще более ненавидим. Почти сразу же его отправили во Флитскую тюрьму "за возмутительной поведение у позорного столба"[14]. Именно в заключении начинает Лильберн писать свои первые памфлеты: "Испытание христианина", "Дело зверя", "Изыди из нее, народ мой"[15]. В 1640 г. публикуется "Открытое письмо Джона Лильберна", в котором он обличает жестокость тюремщиков в дореволюционной Англии, а также "антихристово царство" Уильяма Лода[16]. Тюремщики пролили немало крови Лильберна, однако это не сломило его, напротив, во Флитской тюрьме взгляды "свободнорожденного Джона" окончательно оформились и приобрели ярко выраженную критическую окраску: тюремщиков и Лода он называет "слугами дьявола", нарушающими право человека на жизнь, а себя видит праведником, защитником и поборником правды[17].

Свободу Лильберну принесла начавшаяся революция: в мае 1641 г. Долгий парламент принял его петицию об освобождении, Джон Лильберн был выпущен на свободу, стал участником гражданских войн на стороне Парламента. Надо отметить, что в этот период памфлетная деятельность Лильберна была отмечена антиангликанской направленностью, что же касается светской власти, тут он призывал к подчинению власти короля: "знаю, что власть короля от бога… я считаю незаконным со стороны кого бы то ни было из народа божьего <…> восставать или поднимать против них [магистратов] какое-либо светское оружие"[18]. Однако в ходе гражданской войны Лильберн входил в группировку антироялистских сил: религиозное противостояние превратилось для него в противостояние политическое. Нерасчлененность светской и церковной властей приводила к тому, что пуритане неизбежно сталкивались с лице роялистов не только с религиозными оппонентами, но и с политическими противниками. В период Первой гражданской войны, как известно, внутри антироялистских сил произошел раскол на пресвитериан и индепендентов: Лильберн же пошел еще более радикальным путем. Выступая против пресвитерианского парламента, он в то же время отказался принять и индепендентскую армию "Новую модель", которая подразумевала необходимость подписания Ковенанта между Англией и Шотландией (что повлекло бы за собой установление пресвитерианской религии). Для Джона Лильберна Конвенант виделся "уздой на свободу совести"[19]. Фактически, Лильберн отходит с этого момента от мирного сосуществования с индепендетскими грандами, взгляды его начинают все больше радикализироваться.

Начинается петиционная и агитационная деятельность Лильберна: так: еще в 1647 г. честный Джон пытается повлиять на парламент, подавая петиции и предъявляя свои политические и экономические требования[20]. За 40-е гг. Лильберн не раз сидел в тюрьме: за высказывания против парламента, за критику палаты лордов, придумываются все новые и новые предлоги для его преследования, обличения и арестов. Его памфлетная деятельность продолжается в заключении, идеи свободнорожденного Джона набирают популярность. В таких условия формируются политические воззрения Лильберна, позже выраженные в программе левеллеров "Дело армии, правильно обоснованное": идеи народного суверенитета, республиканского устройства страны, принятие "Народного соглашения" – конституции, одобренной общим голосованием самого народа[21]. Взгляды его находят отклик у солдат: Лильберн обличает деспотизм и тиранию грандов. Формируется целое течение "учеников Лильберна".

Поражение роялистов и установление республики в Англии в мае 1649 г. не привели к свободе Джона Лильберна: республиканский строй в индепендентской интерпретации не удовлетворил левеллеров. Исполнительная власть передавалась в руки Государственного совета, законодательная – однопалатному Парламенту. От демократических преобразований, которые требовали левеллеры, индепенденты отказались, за что подверглись критике со стороны Лильберна. Вскоре он вновь был арестован, что вызвало волну протестов. Для новой власти Лильберн оставался столь же опасным, как и для монархии. Оливер Кромвель говорил о левеллерах и Лильберне: "нет другого пути с этими людьми, как только сокрушить их в куски (break them in pieces). Если вы их не сокрушите, они сокрушат вас"[22]. Предводитель левеллеров был предан суду за подстрекательство к мятежу, однако процесс Лильберну удалось выиграть. Фактически, это стало последней яркой победой памфлетиста: после 1649 г. истощенный тюремными заключениями Джон Лильберн постепенно сходит с политической арены. В 1652 г. он был вовсе изгнан из Англии, вернувшись на родину после переворота Кромвеля в 1653 г. Лильберн вновь был предан суду и арестован, заключен в Дуврский замок, где пробыл почти до самой смерти в 1657 г[23]. Так, судьба его была крайне трагичной.

Мировоззрение Джона Лильберна, его политические и общественные взгляды – не что иное, как реакция на реалии политической и социальной жизни Англии XVII в. Именно рост пуританизма, английская революция, злоупотребления Парламента, а впоследствии и Государственного совета повлияли на становление критических воззрений Лильберна. Идеи его стали одними из наиболее прогрессивных в период революции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: