Обзор источников

Перу Джона Лильберна принадлежат сотни политических памфлетов и писем, в которых он отстаивает свои довольно радикальные для Англии середины XVII в. идеи: теория народного суверенитета, естественные права, установление республики с однопалатным парламентом и т.д.. Некоторые из этих идей спустя более чем 100 лет были подхвачены французскими просветителями в ходе кровавых событий Великой французской революции.

Источником для данной работы послужили лишь некоторые из работ Лильберна, объединенные в сборнике "Джон Лильберн. Памфлеты" от 1937 г.[1]. В хронологическому плане представленные памфлеты охватывают период с 1640 по 1649 гг., что позволяет не просто ознакомится с памфлетной деятельностью "честного Джона" за обозначенный период, но и проследить развитие его идей.

Первый из опубликованных в сборнике памфлетов – "Открытое письмо Дж. Лильберна тюремщикам Флитской тюрьмы" 4 октября 1640 г., написанный Лильберном после его первого тюремного заключения. Письмо иллюстрирует условия содержания заключенных в дореволюционной Англии, коррупцию тюремщиков и отношение Лильберна к англиканству и, в частности, архиепископу Лоду. Письмо не только позволяет нам исследовать взгляды Лильберна на начальном этапе его памфлетной и политической деятельности, но и является ценным источником для понимания психологической составляющей личности "свободнорожденного Джона": человека-идеи и человека-веры.

В следующем памфлете, "Защита прирожденного права Англии" от 10 октября 1645 г., Лильберн раскрывает свои политические воззрения. При этом важно, что честный Джон пока не выражает антимонархических идей: речь идет в первую очередь о бесчинстве Парламента и о необходимости четкого законодательного определения функций депутатов, однако фигура короля видится незыблемой. Здесь же Лильберн закладывает основы теории естественных прав и свобод человека, которые впоследствии получат широкое освещение в дальнейших работах.

Новый этап в истории Англии (установление республики) не приносит Лильберну и его ученикам удовлетворения. Вместо пропагандируемых ими свободной республики и народного суверенитета в стране устанавливается индепендентская олигархия и диктатура. В памфлетах "Новые цепи Англии" и "Вторая часть Новых цепей Англии" 1649 г. Лильберн подвергает критике индепенденсткую республику и нарушения Парламента, который подавляет естественные свободы граждан. Оба памфлета написаны в форме петиций, обращенных к Долгому парламенту от имени "благомыслящих жителей" города Лондона и его предместий. Критикой и бичеванием существующего строя Англии Лильберн не ограничивается: уже в "Новых цепях" высказывались требования за роспуск Государственного совета и за формирование нового представительства, справедливо избранного народом, а второй памфлет откровенно призывал к борьбе с республикой креста и арфы. За эти памфлеты Лильберн, а также его сподвижники Овертон, Принс и Уольвин были заключены в Тауэр.

"Манифест левеллеров" 14 апреля 1649 г. был составлен Лильберном, Овертоном, Принсом и Уольвином как ответ нападкам на учение левеллеров: честного Джона и его учеников и сподвижников обвиняли в атеизме, в стремлении уничтожить частную собственность и установить анархию. Эта работа – одна из важнейших для целостного понимания системы воззрений левеллеров, в частности, в "Манифесте" впервые четко прописывается отношения левеллеров к частной собственности.

Наконец, "Соглашение свободного народа Англии" 1 мая 1649 г. подводит итог публицистике Лильберна: здесь систематически излагаются основные идеи левеллеров и их конечные цели.

Памфлеты Джона Лильберна отличаются страстностью и убедительностью изложения, а общественно-политические взгляды, изложенные в них, впоследствии нашли отражения в публицистике времен американской и французской революций. Источниками для его работ послужили не только личные наблюдения, но и Библия, а также различные правовые документы: такие, как общее право Англии (статутное право) и, особенно, Великая хартия вольностей 1215 г. При этом, большое влияние на формирование взглядов Лильберна оказал знаменитый судья Эдуард Кок и его книга "Институции": от него честный Джон перенимает свое отрицательной отношение к монополиям и иным исключительным правам[2].

Работая с представленным источником необходимо помнить, что это документ личного и довольно эмоционального характера, поэтому ему присуща определенная доля субъективности в оценке тех событий, современником которых Лильберн являлся. Так, отношение Джона Лильберна к политике короля, палаты лордов, индепендентов и к деятельности Оливера Кромвеля может иногда казаться односторонним и излишне критичным. Впрочем, в рамках темы "Общественно-политические взгляды Дж. Лильберна" подобного рода источник является, пожалуй, наиболее показательным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: