Исходя из актуальности темы, для решения повышение эффективности работы судов, надо определить критерий эффективности работы судна, который можно представить выражением

где
- фактическая транспортная работа судна за рассматриваемый период в физических или стоимостных измерителях;
R - затраты, относимые на себестоимость перевозок, тенге.
Транспортная работа
зависит от транспортного потенциала судна FH (теоретической провозной способности) и степени его использования
Транспортный потенциал судна, тоннаже-мили,

где
- чистая грузоподъемность судна, т;
- построечная скорость, мили/ч;
- календарное время нахождения судна на балансе пароходства, судо-сут.
Степень использования транспортного потенциала судна
(к.п.д. судна) определяется выражением

где
коэффициент использования грузоподъемности судна;
- коэффициент ходового времени;
- коэффициент использования построечной скорости;
- коэффициент эксплуатации.
характеризует полноту загрузки судна и балластныепробеги,
- относительное значение ходового времени, которое зависит от эксплуатационного периода судна, а также от интенсивности грузовой обработки его в портах,
- потери построечной скорости вследствие ухудшения технического состояния корпуса, винто-рулевого комплекса и судовой энергетической установки (СЭУ), а также путевые потери, связан навигационными и метеорологическими условиями,
– использование судна по времени.
Последний коэффициент показывает относительные затраты времени на ремонт от общего календарного:

где
- эксплуатационный период судна, судо-сут;
- продолжительность ремонтов, судо-сут;
- календарное время.
Критерий показывает, что существуют два пути повышения эффективности работы морского транспортного судна: увеличение провозной способности и снижение затрат на перевозку. Эти пути повышения эффективности и определяют основные направления развития морского флота i-его технической эксплуатации на длительный период.