К эксплуатационным факторам, оказывающим влияние на техническую безопасность эксплуатации судов, относятся:
· возраст судов;
· условия внешней среды;
· свойства перевозимых грузов:
· численность судовых экипажей;
· назначение режимов работы СЭУ;
· качества применяемых топлив, смазочных масел и технической воды,
· своевременность и качество заводского ремонта;
· обеспеченность судов сменно-запасными частями и материалами; качество инструкций по технической эксплуатации и документации.
Исследования, выполненные отечественными и зарубежными специалистами показывают, что существует тесная связь между гибелью судов и «возрастом. Статистические данные о кораблекрушениях судов мирового флота по шести стандартным возрастным группам: 0-4 года, 5-9 лет, 10-14 лет 15-19 лет, 20-24 года и 25 лет и более показывают, что наименьшее число погибших судов приходится на группу 0-4 года. Наибольшее - на группу 5-19 лет. В группах 20-24 года, 25 и более наблюдается снижение числа погибших судов в сравнении с группой 15-19 лет. Это связано с тем что, к судам старше 20-ти лет применяют различные эксплуатационные ограничения -по району плавания, грузоподъёмности и скорости судна.
|
|
Ураганный ветер, шторм на море и туман, плавание в ледовых условиях - наиболее распространенные причины возникновения аварийных случаев с судами. Условия внешней среды характеризуются гидрометеорологическими параметрами, которые включают: направление и скорость ветра, высоту и длину воли, температуру наружного воздуха и забортной воды, состояние морского льда. Для оценки зависимости влияния скорости ветра (метров в секунду) на величину волнения в море используют шкалу баллов Бофорта, характеризующую эту зависимость от 0 до 12 баллов при изменении скорости ветра соответственно сп 0 (штиль) до 33 м/с (ураган); Чтобы знать, как скорость ветра влияет на состояние моря дня визуального определения количества баллон, необходимо использовать шкалу Бофорта.