Понятие и виды денежных потоков компании

Денежный поток — это объем денежных средств, который получает или выплачивает организация в течение отчетного или планируемого периода.

Денежный поток отражает движение денежных средств, которые в ряде случаев не учитываются при расчете прибыли, а также амортизационные отчисления, инвестиционные расходы, налоговые платежи, штрафы, пени, заемные и авансированные средства и т.д.

Приток денежных средств осуществляется за счет: выручки от реализации продукции, работ, услуг; увеличения уставного капитала от дополнительной эмиссии акций; полученных кредитов, займов и средств от выпуска корпоративных облигаций и др.

Отток денежных средств возникает вследствие покрытия текущих затрат, инвестиционных расходов, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, выплат дивидендов акционерам организации и т.д.

Чистый приток денежных средств (резерв денежной наличности) образуется как разница между всеми поступлениями и отчислениями денежных средств.

Многообразие денежных потоков, которые возникают в организации, можно классифицировать следующим образом:

1) по масштабу обслуживания финансово-хозяйственных процессов:

  • денежный поток организации;
  • денежный поток структурного подразделения;
  • денежный поток отдельной хозяйственной операции;

2) в зависимости от вида финансово-хозяйственной деятельности организации:

  • денежный поток текущей деятельности;
  • денежный поток инвестиционной деятельности;
  • денежный поток финансовой деятельности;

3) по направлению движения денежных средств:

  • входящий (приток);
  • исходящий (отток);

4) по форме осуществления:

  • наличный (получение денежных средств через кассу);
  • безналичный (денежный поток записан на бухгалтерском счете);

5) в зависимости от сферы обращения:

  • внешний (поступление или выплаты денежных средств от юридических или физических лиц);
  • внутренний (смена места нахождения денежных средств);

6) по продолжительности вложений:

  • долгосрочный (более года);
  • краткосрочный (менее года);

7) в зависимости от объемов поступления и расходования денежных средств:

  • избыточный;
  • дефицитный;
  • оптимальный;

8) в зависимости от видов валют:

  • в национальной валюте;
  • в иностранной валюте;

9) по предсказуемости:

  • планируемый;
  • непланируемый;

10) в зависимости от непрерывности формирования:

  • регулярный;
  • дискретный;

11) в зависимости от оценки времени:

  • текущий;
  • будущий.

Управление денежными потоками организации определяется следующими актуальными причинами:

  • денежные потоки обслуживают ведение хозяйственной деятельности организации практически во всех аспектах;
  • эффективное управление обеспечивает финансовое равновесие организации и позволяет снизить потребность в заемном капитале;
  • рациональное управление денежными потоками способствует повышению ритмичности операционного процесса, ускорению оборота капитала организации, снижению риска неплатежеспособности.

Процесс управления денежными потоками включает:

  • составление бюджетов денежных потоков;
  • полный, своевременный и достоверный учет операций с денежными средствами;
  • аудит расчетных операций (контроль законности совершения расчетных операций, правильности их отражения в учете);
  • анализ денежного потока;
  • определение оптимального уровня денежных средств;
  • прогнозирование денежных потоков.

13. Понятие расходов, затрат и себестоимости. Виды себестоимости;

Издержки – это суммарные «жертвы» предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Данный термин используется, как правило, в экономической теории. Подразумевается, что издержки включают в себя как явные (расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.

Под затратами следует понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, т.е. стоимостные оценки ресурсов, используемые организацией в процессе своей деятельности.

ПБУ10/99 «Расходы организации». признание расходов в бухгалтерском учете происходит при наличии следующих условий:

- расход производитcя в соответствии с конкретном договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно их названных условий, то в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность.

Таким образом, расходами организации признается стоимость использованных ресурсов, которые полностью потрачены (израсходованы) в течение определенного периода времени для получения дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по дебету и кредиту счетов «Прочие доходы и расходы» и «Прибыли и убытки». Применительно к счету «Продажи» расходы организации по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции. В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень рентабельности.

Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для:

• оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

• определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

• осуществления внутрихозяйственного хозрасчета;

• выявления резервов снижения себестоимости продукции;

• определения цен на продукцию;

• расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий;

• обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших изделий и т. д.

Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет определить технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость.

К технологической себестоимости относят только прямые затраты на производство по таким статьям, как: сырье и материалы, возвратные отходы (-), топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих.

Цеховая себестоимость образуется путем добавления к технологической себестоимости калькуляционных статей затрат, формирующихся на уровне цеха: дополнительной заработной платы производственных рабочих, отчислений на социальные нужды производственных рабочих и общепроизводственных расходов.

Производственная себестоимость – это сумма цеховой себестоимости и калькуляционных статей затрат, складывающихся в целом по предприятию – общехозяйственных расходов.

Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и коммерческих расходов.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

По объему учитываемых затрат различают 3 вида себестоимости:

Плановая себестоимость определяется в начале планируемого периода, исходя из плановых норм и показателей.

Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода по данным бухгалтерского учета.

14.Смета затрат на производство и ее использование в финансовом планировании;

Плановая смета затрат на производство продукции составляется с целью определения общей суммы всех плановых затрат предприятия (по экономическим элементам) и взаимной увязки плана себестоимости с другими разделами тактического плана.

Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости товарной продукции различаются между собой широтой охватываемых расходов, а также видами их классификации: по экономическим элементам и по калькуляционным статьям.

Плановая смета затрат составляется по следующей структуре: *

-материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); *

-расходы на оплату труда; *

-амортизация основных фондов; *

-отчисления на социальные нужды; *

-прочие затраты.

В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость: *

-приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции; *

-покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции, а также запасных частей для ремонта оборудования. Сюда же входит износ инструментов, приспособлений, инвентаря и других средств труда, не относимых к основным фондам;

-покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии; *

-работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или производствами, не относящимися к основному виду деятельности, а также предпринимателями без образования юридического лица. Сюда входит выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, проведение испытаний, затраты на НИОКР, связанные с подготовкой и освоением новой продукции, транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов; *

-природного сырья (отчисления на покрытие затрат по геологоразведочным работам; затраты на рекультивацию земель; плата за древесину, отпускаемую на корню, и т.д. *

-приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии; *

-покупной энергии всех видов, а также затраты на производство энергии, вырабатываемой самим предприятием, и т.д.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.

В элементе «Расходы на оплату труда» отражаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, стимулирующих и компенсирующих выплат, систем премирования.

В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты населения, государственный фонд содействия занятости.

В элементе «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных норм, методов и правил, включая и ускоренную амортизацию их активной части, а также индексацию амортизационных отчислений.

К элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся: *

-налоги, сборы и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды; *

-страховые взносы по видам обязательного страхования, по добровольному страхованию жизни и дополнительных пенсий (в порядке, предусмотренном Советом Министров), а также платежи по страхованию имущества, грузов, гражданской ответственности и риска непогашения кредитов *

-плата по процентам за ссуды (кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов; *

-плата за подготовку и переподготовку кадров; *

-оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг; услуг связи, вычислительных центров, банков, связанных с обслуживанием предприятий; *

-вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; авторские гонорары; расходы на рекламу; арендная плата; лизинговые платежи; износ нематериальных активов; командировочные и представительские расходы, а также другие затраты, входящие в себестоимость продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Плановая смета затрат на производство помимо определения общей суммы расходов предприятия преследует следующие цели: *

-расчет себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции; *

-определение и анализ структуры затрат на производство; *

-проверка согласованности различных частей плана по издержкам; *

-расчет нормативов оборотных средств и других экономических показателей работы предприятия.

Другим методом составления сметы затрат на производство является калькуляционный метод, т.е. на основе калькуляции себестоимости товарной продукции. Именно с этой целью калькуляционные статьи расходов, особенно комплексные, расчленяются при расчете на экономические элементы. Но поскольку в калькуляции определяется себестоимость только товарной продукции, то для установления общей суммы затрат ее следует скорректировать на себестоимость изменения остатков незавершенного производства, резервов предстоящих расходов, расходов будущих периодов и на затраты. связанные с работами и услугами, не включаемыми в состав валовой и товарной продукции.

15.Значение и содержание классификации затрат по экономическим элементам;

Группировка затрат по экономическим элементам предусматривает их объединение по признакам однородности независимо от того, где и на что они произведены.

Перечень элементов затрат по экономическим элементам единый для всех отраслей промышленности. Он включает в себя следующие элементы:

1. Материальные затраты, в том числе:

1.1. Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов), в том числе покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты.

1.2. Вспомогательные материалы.

1.3. Топливо со стороны (то есть покупное).

1.4. Энергия всех видов со стороны.

1.5. Работы и услуги промышленного характера, выполняемые сторонними организациями.

2. Затраты на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Амортизационные отчисления.

5. Прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам имеет большое практическое значение. Она позволяет разграничить затраты живого и овеществленного труда. Составляющие первого элемента отражают затраты овеществленного труда в виде предметов труда, а затраты овеществленного труда в виде средств труда отражаются в четвертом элементе в виде амортизационных отчислений. А заработная плата, а также отчисление на социальное страхование - это затраты живого труда.

Такое разграничение затрат является основой для планирования воспроизводства основных и оборотных фондов, планирование трудовых ресурсов.

Необходимо отметить, что во всех случаях по элементам учитываются только покупные материальные ресурсы. Затраты на потребляемые в процессе производства продукции материальные ресурсы собственного производства нельзя прямо отнести к соответствующим элементам, так как эти расходы, связанные с производством этих ресурсов, представляют собой комплекс разнородных затрат предприятия, относящихся по своему экономическому содержанию к разным экономическим элементам.

Все прочие расходы относительно невелики, но неизбежны в производственно-хозяйственной деятельности предприятия (износ по нематериальным активам, арендная плата, проценты по кредитам банков в пределах ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции, командировочные расходы и др.), не могут быть отнесены на другие элементы, поэтому их включают в отдельный элемент – «Прочие затраты»

Группировка затрат по элементам позволяет также определить экономические особенности отдельных отраслей и производств: материалоемкость, энергоемкость, фондоемкость, трудоемкость. Это дает возможность наметить основные направления снижения себестоимости продукции для каждой отрасли.

Также группировка затрат используется также при составлении сметы затрат на производство по цехам и другим объектам управления и по предприятию в целом, то есть всех затрат на производство на предприятии без распределения этих затрат на отдельные виды продукции. Это позволяет увязать в денежной форме план по себестоимости с другими разделами плана предприятия.

Планирование затрат методом товарного баланса

Балансовый метод планирования – выявление соответствия и обеспечение равновесия в каких-либо явлениях, событиях, показателях. Является базовым методом планирования, так как позволяет решать основную задачу экономики – удовлетворение общественных потребностей в условиях ограниченных ресурсов.

При применении балансового метода происходит, во-первых, поиск и увязка ресурсов под намеченные потребности и, во-вторых, их соизмерение по показателям затрат и результатов. В процессе достижения баланса между желаемыми целями и имеющимися ресурсами возможно выявление хозяйственных резервов и источников привлечения ресурсов. Результатом данного процесса является установление материально-вещественных, стоимостных и трудовых пропорций, соответствующих целям и задачам развития предприятия в виде системы внутрифирменных планов. Таким образом, обеспечивается единство и сбалансированность всех частей и разделов плана.

Применение балансового метода при планировании, как правило, осуществляется в следующем порядке:

– фиксируется информация об остатках по показателю на начало года Он.г;

– определяется поступление (П) или расход (Р) по показателю за определенный период времени;

– фиксируется информация об остатках по показателю на конец года Ок.г;

– принимается плановое решение, определяемое по формуле

Система плановых балансов многообразна: материальные, трудовые и финансовые балансы, система балансов народного хозяйства.

Наиболее распространены в планировании материальные балансы. Материальные балансы, как правило, разрабатываются в натуральном выражении. Сводные балансы разрабатываются в денежном выражении. К трудовым балансам относят: сводный баланс трудовых ресурсов, баланс рабочей силы, баланс подготовки кадров и баланс распределения молодых специалистов. Трудовые балансы могут составляться в целом по стране, областям, районам, городам на уровне фирмы или подразделения. С помощью системы трудовых балансов выявляют трудовые ресурсы, которые могут быть использованы в плановом периоде, и распределяют их в соответствии с потребностями. Таким образом решают задачи обеспечения производства рабочей силой, а на макроуровне – обеспечения полной занятости.

Финансовые балансы решают вопросы планомерного денежного обращения. К ним относятся: бухгалтерский баланс, бюджет доходов и расходов, кассовый план.

Таким образом, баланс является одной из самых распространенных форм представления плана экономической деятельности и представляет собой систему показателей, которые характеризуют соотношение или равновесие в каком-либо постоянно изменяющемся явлении.

17.Операционные доходы и расходы корпорации;

К операционным доходам и расходам относятся доходы и расходы по операциям, связанные с движением имущества организации, в частности: продажа основных средств и имущества; списание основных средств по причине морального износа; поступления, связанные с предоставлением за плату активов во временное владение и пользование организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по долговым ценным бумагам); прибыль, полученную организацией в результате совместной деятельности без образования юридического лица (по договору простого товарищества); проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации; расходы, связанные с получением соответствующих операционных доходов; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Операционными доходами являются:

1. поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации,

2. поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности,
3. поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам),

4. прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

5. поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

6. проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Операционными расходами являются:

1. расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации

2. расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

3. расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций

4. расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

5. проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

6. расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

7. отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

8. прочие операционные расходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: