При формулировании предмета исследования следует знать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней

Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов, т.е. любые аспекты психической реальности (психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные, характеристики отдельных явлений, взаимосвязи между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и.п.).

Например: Самооценка младшего школьника может быть объектом исследования, в таком случае предметом исследования могут стать факторы формирования его самооценки. Или, если объект - учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрастной ступени, то предметом исследования могут стать определенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Или, если объектом исследования являются психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы.

Таким образом, объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Понятие предмета и объекта психологического исследования относительны и характеризуются только во взаимосвязи.

На основе формулирования проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель.

Цель исследования -это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в работе над дипломным проектом. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования.

Формулировки цели исследования обычно начинаются словами «разработать методику (модель, критерии, требования, основы и др.)»; «обосновать что-либо»; «выявить что-либо» и т.п..

Возможными целями психологического исследования могут быть:

- определение характеристики изучаемого явления;

- выявление взаимосвязи психических явлений;

- изучение структуры психического явления (или факторов, влияющих на него);

- выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам;

- описание нового феномена, эффекта;

- создание классификации, типологии;

- создание психодиагностической (психолого-педагогической) методики;

- разработка или адаптация к новым условиям психодиагностической процедуры;

- изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний;

- изучение изменений психических явлений в определенных условиях (например, в результате коррекционной работы);

- доказательство эффективности разработанной психокоррекционной методики;

- разработка и адаптация к новым условиям методики консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы.

Задачи работы конкретизируют цели исследования и подразделяют ее на определенные этапы. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более пяти задач. Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие неумения различать задачи исследования и этапы его организации. Несомненно, они взаимосвязаны, но формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпирических данных и т.п.), а раскрывать для чего Вы осуществляете каждое из этих действий и как это способствует достижению общей цели исследования.

После формулирования объекта и предмета, цели и задач исследования строится гипотеза. Научный поиск, если им руководит гипотетическое предположение, перестает быть аморфным, обретает внутреннюю структуру и становится результативнее. Гипотеза направлена на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого, это не только догадка, но и логическое обоснование предположения исследователя о наличии, отсутствии или виде связей между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явлений и т.п.. Именно поэтому гипотеза способствует обнаружению новых фактов, исходя из определенной позиции.

Все большее значение в современной науке имеет математическая гипотеза. Для дипломника оказывается очень ценным математическая интуиция (умение «угадывать» математический аппарат), получать математическим путем результат и искать его психологическую, психофизиологическую, социально-психологическую (экономическую, политическую, физическую и т.п.) интерпретацию.

Кроме общей гипотезы формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительно ожидаемые результаты. Работая над дипломным проектом, студент постоянно ставит перед собой вопросы, то есть каждый раз выдвигает те или иные предположения, подтверждая или опровергая их. Тем самым дипломник работает с целой системой гипотез, хотя не формулирует их в письменном виде. Формулировка частных гипотез и вынесение их во введение перегружает восприятие читателей, научного руководителя, рецензента, членов аттестационной комиссии, делает его менее лаконичным и четким, показывает научную несостоятельность студента.

При построении гипотезы и всего дальнейшего исследования следует иметь в виду:

1. На основании предположения можно получить результаты, которые противоречат опыту. Действия по принципу: «если факты не подходят под мою теорию, то тем хуже для фактов» приводят к неизбежному разочарованию. Поэтому необходимо или изменить или уточнить само предположение, или, наоборот, отбросить его.

2. Выдвинутая гипотеза может не подтвердиться. Хотя в науке отрицательный результат не менее важен, чем положительный. Строить работу, где утверждается, что гипотеза не подтвердилась - не следует. В этом случае нужно создать многоаспектную гипотезу, которая охватывает разные стороны (аспекты) явления или процесса. Тогда в выводах можно будет четко сказать: то-то получилось, а то-то - нет, это ошибка и ваш опыт должен предостеречь последователей от ошибочных вариантов.

3. Вы можете получить результат, не свойственный изучаемому объекту в норме, и возникший в ходе его исследования - артефакт (от лат. artefactum - искусственно сделанное). Причиной такого результата может быть дефект методики проведения опыта, что часто бывает при использовании или нестандартизированных, или модифицированных, или самостоятельно сконструированных методик; непрофессиональная психолого-педагогическая коррекционная работа (внушение тех или иных показаний); невалидная выборка испытуемых; как результат несоблюдения правил психолого-педагогической диагностики (так, инструктаж, программирующий результат и т.п.). В этом случае Вам необходимо найти причину и устранить ее в новом исследовании. Если даже Вам удастся объяснить причину артефакта на хорошем научном уровне - это не может быть свидетельством состоятельности Вашей работы.

4. В Вашей работе может не возникнуть необходимости в выдвижении гипотезы, так например, если Вы разрабатываете и обосновываете коррекционную программу.

Чтобы избежать описанных последствий, рассмотрим, как надо строить и подтверждать гипотезу:

1. Выделить группу явлений, причину существования которых пока невозможно объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования.

2. Детально изучить доступную наблюдению совокупность явлений, причина которых должна быть найдена.

3. Выяснить все, связанные с этим явлением обстоятельства (предшествующие явления, сопутствующие явления, последующие явления и т.п.).

4. Сформулировать научное предположение (саму гипотезу) о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явления или группы однородных предметов.

5. Определить одно или несколько следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, если бы причина была в действительности найдена.

6. Проверить, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности.

Чтобы построить научную гипотезу необходимо помнить:

- гипотеза определяется целью всего исследования;

- должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью научных методов науки психологии;

- быть доказательной с помощью метематико-статистических критериев, при которых исследователь однозначно может утверждать - подтвердилась она или нет;

- понятия, которые использует гипотеза, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными;

- не должны содержать самоочевидных заявлений, так как где нет сомнений - нет и исследования.

Любое исследование предполагает раскрытие его методологических основ, то есть, тех концепций и теорий, которые легли в основу исследования. Имеются в виду не все публикации, на которые ссылается дипломник, а только те (обычно их бывает от трех до четырех - пяти) которые действительно лежат в основе квалификационной работы.

Необходимость указания методологической базы исследования продиктована этическими соображениями: во-первых, в современной науке не может быть первооткрывателей, которые начинают с «чистого листа»; во-вторых, этот грамотно составленный раздел введения позволит понять к какому научному направлению или школе вы принадлежите.

Методологические основы исследования формулируются примерно так: «исследование опиралось на концепцию...», «методологической базой исследования послужили работы...», «методологической основой исследования является...» и т.п.

Во «Введении» нельзя обойтись без описания используемых методов и методик. Традиционной и лаконичной формой описания методов исследования является классификация их на:

- методы сбора эмпирической информации: наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, эксперимент и т.д.;

- теоретические методы (абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, формализация, идеализация и др.);

- методы обработки полученных данных: качественные и количественные (методы математической статистики).

Выбор методов исследования опирается на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конкретные методики (техники, приемы) определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования, но их Вы опишите в эмпирической главе.

Один из важных разделов методологического аппарата - научная новизна исследования, поскольку этот признак дает исследователю право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных результатов и проведенного исследования в целом. Большое желание дипломника употребить слово «впервые» вполне понятно. Но все же употреблять это слово надо исключительно осторожно так как:

- во-первых, нельзя быть абсолютно уверенным в том, что все сделанные построения являются действительно абсолютно новыми;

- во-вторых - скромность всегда только украшает настоящего исследователя.

Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов. Впервые может проводится исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.

Для большого количества наук научная новизна проявляется:

- в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы;

- в методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых психолого-педагогических (социально-экономических) результатов;

- в доказательстве правомочности нового (вводимого Вами) понятия;

- в раскрытии механизмов реализации некоторых закономерностей.

Научная новизна в психологии состоит во ведение в научный оборот новых, неиспользованных ранее научных источников, в определении генезиса развития той или иной отрасли научного знания, во вскрытии закономерностей и основных путей развития той или иной науки. Хотя степень новизны может быть различной, техника ее выявления одна и та же: предложенное решение научной проблемы или практической задачи сопоставляется с уже существующими решениями аналогичных задач или с прототипом, под которым понимается наиболее близкий по смыслу (техническому существу) и по достигаемому эффекту предшественник предполагаемого новшества.

Подраздел «Введения» - «научная новизна» чаще всего отображается в формулировках: разработаны, раскрыты, обоснованы, определены, установлены и т.п.

Наличие подраздела «Практическая значимость выбранной темы» связано с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помощь кому-либо в его практической деятельности. Если Вы получили результат, применять который не следует, то это необходимо отметить и подчеркнуть в этом подразделе.

Если дипломная работа будет носить методологический характер, что на этом уровне научных работ бывает крайне редко, практическая значимость может проявиться в апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, педагогических советах школы любого учебного заведения, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных учреждений.

Если квалификационная работа будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявить себя в наличии научно-обоснованной и апробированной в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования педагогического процесса, психологического сопровождения воспитательного процесса, психолого-педагогической диагностики (экономического, технического и социального развития страны).

Если предполагается, что будущее исследование будет обеспечивать научное обоснование путей оптимизации трудовых и материальных ресурсов или производственных процессов, т.е. носить сугубо прикладной характер, то его практическая значимость может проявиться в следующих формах:

- научное обоснование вариантов направлений, способов совершенствования условий и эффективности труда, основных производственных и непроизводственных фондов, материальных ресурсов и других факторах социальной и экономической деятельности объединения, ведомства, организации;

- экономическое обоснование мероприятий по использованию научно-технических достижений в различных областях науки и практики;

- разработка прогрессивных технологий, новых технических устройств и внедрение их в практику конкретных отраслей народного хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: