Порядок защиты и критерии оценки выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа, вместе с аннотацией, отзывом научного руководителя, рецензией представляется на кафедру, где решается вопрос о допуске дипломной работы к защите. При положительном решении заведующий выпускающей кафедры подписывает ее на титульном листе. Декан факультета знакомится с работой, рецензией и всеми другими прилагаемыми документами и направляет выпускную квалификационную работу в Государственную Аттестационную Комиссии для защиты.

Порядок защиты. Когда дипломная работа написана начинается процесс подготовки ее к защите, который включает:

- предварительное рассмотрение выпускной квалификационной работы по месту ее выполнения;

- подготовку дипломника к процедуре защиты;

- процедуру публичной защиты.

Процедура предзащиты проводится в присутствии 3 членов кафедры. Студент докладывает о проделанной работе и основных результатах, отвечает на возникающие вопросы. Предзащита проводится за 10-14 дней до защиты (не позднее) с тем, чтобы окончательно доработать текст и устранить высказанные замечания, подготовить всю необходимую документацию.

Подготовка дипломника к процедуре защиты - это подготовка выступления по результатам дипломного исследования в форме доклада, призванного раскрыть существо, теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы. В выступлении (10 - 15 минут) должны быть достаточно ясно и полно представлены:

- обзор теоретической части с характеристикой существующих подходов и предшествующих исследований в этой области;

- цель, задачи, объект и предмет, методологическая база исследования, его новизна;

- фактологическая база исследования и характеристика выборки;

- методы и методики исследования, процедуры обработки данных (их достаточно назвать и охарактеризовать показатели);

- описать основные результаты исследования;

- перечислить выводы работы.

При подготовке доклада надо помнить о традиционных ошибках, которых следует избегать:

- чрезмерно обстоятельного доклада вопросов об актуальности исследования;

- отвода слишком большого места в регламенте выступления теоретическому обзору проблемы, и, как следствие, дефицит времени на описание эмпирического исследования;

- отсутствия времени на изложение выводов о проведенной работе.

Процедура публичной защиты выпускной квалификационной работы проходит на открытом заседании Государственной Аттестационной Комиссии (ГАК). В состав ГАК включаются ведущие преподаватели вуза. По времени защита длится 30 - 35 минут. Это время - самый ответственный период в работе студента. Его ответственность определяется прежде всего тем, что защита проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии (на них могут присутствовать все желающие),публично. Именно здесь он выходит «один на один» с членами Аттестационной комиссии, рецензентом и другими людьми.

Очередность защиты выпускных квалификационных работ определяется заранее на заседании ГАК, на нем же проверяется наличие всех необходимых документов: текст дипломной работы, отзыв научного руководителя, рецензия.

Свое выступление автор работы строит на основе чтения (еще лучше свободного сообщения) заранее подготовленных тезисов доклада, призванного доказать высокий уровень теоретической подготовки автора и способность доступно изложить основные научные результаты проведенного исследования. На него по установившейся традиции отводится 10-12 минут. Крайне желательно за этот регламент не выходить ни в строну уменьшения (тогда может сложиться впечатление, что дипломнику нечего сказать), ни в сторону увеличения (тогда складывается впечатление, что он не умеет выступать, укладываясь в установленный для этого на защите регламент).

Знакомя членов Аттестационной комиссии с текстом своего доклада, студент должен иметь в виду, что все члены комиссии не успели просмотреть диплом и оценить ее уровень. Исходя из этого следует строить свое выступление, сосредоточивая его на новых теоретических и прикладных положениях, которые разработаны автором проекта.

В процессе защиты дипломник по заведенному в научной среде этикету должен говорить о себе только во множественном числе - «мы» (имея в виду «я и мой научный руководитель»).

Большое внимание при восприятии доклада дипломника оказывает жестикуляция, которая сопровождает его речь. Здесь нужно помнить, что любому научному выступлению противопоказаны театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения, раздражения и недоверия слушателей.

Все материалы, выносимые на схемы и чертежи, должны оформляться так, чтобы можно было демонстрировать их без особых затруднений. Наиболее удобной формой представления наглядного материала является компьютерная презентация, если зал для защиты располагает такой техникой.

Ответы студента на вопросы членов ГАК и присутствующих привлекают большее внимание членов комиссии, чем доклад. Их интересует насколько защищающийся ориентируется в научной проблеме. Обычно студенту задают не более 8 вопросов (иногда бывает и больше). Все вопросы, задаваемые на защите, как правило сводятся к следующим типам:

- вопросы, задаваемые с целью уточнения научных позиций студента, отдельных положений, понятий, фактов, отражаемых в работе;

- вопросы, задаваемые с целью поддержать дипломника, чтобы дать ему возможность детализировать наиболее сильные стороны своей работы;

- вопросы, вызванные неудовлетворенностью членов ГАК от просмотра работы или заслушивания доклада. Здесь студенту необходимо быть наиболее внимательным и по возможности давать исчерпывающие ответы и быть готовым к тому, что именно по затронутым в этих вопросах аспектам прозвучит дальнейшая дискуссия и критические замечания.

Отвечая на вопросы нужно касаться только существа дела. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом отвечать на них. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.

Студенту необходимо проявлять скромность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы.

Оглашение отзыва научного руководителя ( по желанию научного руководителя ему может быть предоставлено слово). В своем выступлении руководитель раскрывает отношение соискателя к работе над дипломным проектом, а также затрагивает другие аспекты личности студента как исследователя, профессионала, теоретика.

Оглашение рецензии (отзыва учреждения) может исходить от секретаря ГАК или его представляет сам рецензент. Он может читать текст отзыва, а может выступать близко к тексту, однако следует помнить, что в выступлении должны прозвучать все замечания и пожелания, которые отражены в письменной рецензии.

Ответы дипломника на замечания рецензента. Студент последовательно отвечает на все замечания и пожелания, высказанные в рецензии и отзывах (если таковые имеются). Если какие-либо замечания, указаны в письменной рецензии, но в устном выступлении не прозвучали, то отвечать на них не нужно.

Дискуссия по защищаемой работе должна проходить в обстановке высокой требовательности и принципиальности, соблюдения научной этики. В этой дискуссии могут принять участие все члены ГАК и все присутствующие. В ходе дискуссии дается качественная оценка проделанной студентом теоретической и экспериментальной работы, оценивается уровень ее квалификации, отмечаются слабые и сильные стороны работы и пожелания по использованию теоретических и прикладных разработок автора.

Заключительное слово защищающему дипломный проект предоставляется после окончания дискуссии, в котором он может сделать выводы по результатам обсуждения его работы и при необходимости ответить на вопросы, которые возникли в ходе дискуссии. После этого по заведенному академическому этикету он должен поблагодарить научного руководителя, председателя и членов ГАК, официального рецензента, кафедру, а также всех, кто делал замечания, которые «будут учтены в дальнейшей работе».

Вторая часть заседания ГАК. По окончании публичной защиты всех студентов Государственная Аттестационная Комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты каждого студента, ориентируясь на следующие критерии для оценки теоретической и эмпирической части работы.

Оценка ВКР определяется, исходя из:

1) качества квалификационной работы;

2) качества доклада при доведении результатов квалификационной работы;

3) ответов на вопросы при защите результатов квалификационной работы;

4) результатов рецензирования квалификационной работы.

Качество квалификационной работы оценивается членами государственной аттестационной комиссии по составляющим, приведенным в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: