Теоретическая часть ВКР

Главу, посвященную обзору литературы, надо озаглавить так, чтобы она отражала тему и проблему Вашего исследования, то есть, должно быть понятно, что Вы обосновываете. Этот раздел может быть назван:

«Анализ литературы по проблеме....»;

«Теоретическое исследование по теме...»;

«Обзор литературы по проблеме...»;

«Научные и практические исследования по теме...»;

«Теория и практика исследования феномена...»

или сформулирована как и название работы (например, «Традиции использования сказочных тестов») т.п.

При выполнении реферативной части выпускной квалификационной работы от студента потребуются следующие умения:

- грамотно выстраивать (в соответствии с темой работы и ее планом) реферативный текст;

- логично и последовательно раскрывать тему;

- формулировать выводы из литературного обзора материала;

- правильно оформлять теоретическую часть дипломного проекта;

- обладать навыками стилистики научной речи: соответствовать нормам литературного и профессионального языка.

Обзор литературы нуждается в особом комментарии, так как дипломнику целесообразно стремится к изложению всего материала источников. Он подразделяется на обзор первоисточников и источников второго уровня: это деление условно и в реферативном тексте не выделяется подзаголовком или шрифтом.

Под первоисточниками понимаются тексты, которые являются объектом исследования. К таковым относятся тексты, принадлежащие авторам, на которых строится исследование; исторические документы; законодательные (или иные нормативные) акты и т.п.. К источникам второго уровня относятся тексты, которые отражают предмет исследования, то есть, исследования проведенные по тому же поводу, что и Ваше, либо сопряженное с ним.

Источниковедческая база выпускной квалификационной работы должна охватывать не менее 50 источников и научных трудов.

Логика обзора литературы может быть основана на:

- переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов (например, по теме «Проблема посттравматического стресса детей старшего школьного возраста» целесообразно начать описания с феноменологии и подходов к изучению стресса, а затем описать категорию «посттравматический стресс», потом - перейти к специфике посттравматического стресса детей старшего школьного возраста);

- хронологии исследований в этой области, где описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы (например: «Проблема стресса стала впервые изучаться...»; «Следующим этапом в разработке проблемы стресса стало...»; «На современном этапе развития этой проблемы важно..» и т.п.);

- логике построения структуры текста: выделяются предпосылки, ход действия, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению описанного явления;

- подходах к исследованию проблемы - акцент на анализе делается на различии исследовательских подходов в различных научных школах или у разных групп исследователей;

- изучении отдельных сторон проблемы: логика рассмотрения проблемы может заключаться, например, в описании понятия стресса, причин стресса, последствий стресса;

- сопоставлении и анализе взглядов видных ученых на данную проблему.

Описанные типы логики построения теоретической части могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает наиболее целесообразной и анализа материала публикаций.

Начинать каждый раздел необходимо с вводного предложения, например: «Проблема..... явления рассматривалась в работах многих ученых...»; «Рассмотрим основные проблемы...»; «При изучении проблемы.... выделяются следующие понятия». Текст каждого раздела не должен представлять набор выписок из прочитанных источников. Нужно стремиться пересказывать их содержание более или менее близко к тесту оригинала, стараясь передать идеи и факты источника. Это может достигаться за счет частичного переформулирования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли за счет опускания несущественных для Вашей работы фрагментов, слов, выражений.

При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь, содержание работы не должно быть безличным, например: «как показано в работах А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, память является...»; «психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Э. Эльконина и т.д.»; «П.Я. Гальперин считает, что...»; «Исследования В.В. Давыдова показали, что...» и т.п.

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты. Они используются для того чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору дипломного проекта в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений, которые приводит дипломник.

Академический этикет требует знания определенных правил цитирования:

1. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное цитирование снижает научную ценность излагаемой работы.

2. Цитирование автора делается только по его произведениям.

3. Если необходимо выразить отношение автора диплома к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставится восклицательный знак или знак вопроса, которые заключаются в круглые скобки.

4. Ссылки в тексте делаются только на источники, которые читал студент и которые указаны в списке литературы в конце работы. Ссылки на иностранные или российские источники, которые недоступны студенту, делать нецелесообразно.

5. Необходимо соблюдать правила оформления цитат (см. выше).

Таким образом, теоретическая глава (главы):

- определяет сущность исследуемой проблемы, описывает опыт ее реализации в практике психолого-педагогической деятельности;

- дает характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках;

- определяет состав и краткое содержание принципов и методов изучаемой проблемы на практике;

- осуществляет обоснование выбора методик, с помощью которых будет проведен анализ и совершенствование исследуемого объекта по выбранной теме выпускной работы;

- увязывает проблематику исследования с общетеоретическими положениями;

- создает основу для последующих глав, которые будут конкретизировать теоретические положения выпускной квалификационной работы.

Планирование, проведение и описание эмпирического исследования

Важнейшей частью дипломной работы студента считается эмпирическое исследование, которое направлено на сбор и анализ данных по проблеме или разработку методики в области практической психологии.

Всякое научное изучение от творческого замысла до его оформления осуществляется индивидуально, но все же можно определить некоторые общие методологические подходы к его проведению, что принято называть научным изучением. Традиционная модель научного изучения предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов - первичное эмпирическое обобщение - обнаружение отклоняющихся от правил фактов - изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения - логический вывод из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что является ее проверкой на истинность.

Организация эксперимента обычно имеет несколько последовательных стадий:

- выдвижение научной гипотезы;

- постановка конкретной задачи и выбор объекта исследования;

- подготовка материальной базы для выполнения эксперимента;

- выбор оптимального пути эксперимента;

- наблюдение явлений при эксперименте и их описание;

- анализ и обобщение полученных результатов.

Планирование эмпирического исследования предполагает «перевод» теоретических понятий в конкретные исследовательские переменные, подбор методов и методик исследования и обработки полученных данных, прогнозирование выборки участников исследования, определение места и условий его проведения.

Проект эмпирического исследования разрабатывается студентом с помощью научного руководителя. Дипломный проект предполагает выполнение студентом определенного объема эмпирической или практической психологической работы. Этот объем определяется:

-количеством испытуемых, которые были обследованы;

- количеством используемых методик и степенью их трудоемкости;

- сложностью обработки и анализа полученных данных.

В этой части описывается фактологическая база исследования: место и условия проведения исследования; контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп.

Этап планирования предполагает разработку программы реализации общей гипотезы. Для этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке, и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. В эмпирической части подробно описываются этапы и процедура исследования, указываются способы обработки первичных данных, обоснование выбора метода (методов) математической статистики.

Для решения поставленных задач подбираются соответствующие методы и методики исследования. При выборе методов и методик необходимо ориентироваться на такие методы как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов.

В процессе эмпирического исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет. Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов, важно уже на ранних стадиях исследования точно определить независимые и зависимые переменные, которые будут изучаться. Должна быть предусмотрена возможность управления независимой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланировать, какие показатели и в каких условиях будут регистрироваться, и основанием для каких выводов будут служить.

Независимо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объекту, явлению или закономерности в определенной шкале: номинативной (шкала наименований), порядковой, шкале отношений (В.Н. Дружинин,1997, Е.В. Сидоренко, 2001).

Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, необходимо учитывать их валидность, прогностическую надежность. Использование методик предполагает знание их автора (авторов), условий их разработки и предшествующей апробации. Текст методики, который содержит только вопросы (или задания), ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании. Ориентация на собственные, ранее полученные нормы является опасным и бездоказательным способом, так как они являются статистическими и зависят от особенностей выборки испытуемых и условий проведения методики.

При составление выборки испытуемых в эмпирическом исследовании необходимо учитывать: пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья и многие другие особенности, которые могут оказать влияние на результат.

Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых. При этом устраняются переменные, которые могут быть источником артефактов. Выводы по результатам исследования распространяются на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей выборки.

Численность выборки должна обеспечивать доказательность положений, которые выносятся на защиту дипломного проекта. В зависимости от целей и гипотезы исследования она может быть представлена от одного до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной выборке (контрольной и экспериментальной) варьирует от 1 до 100. Исходя из методов математической статистики, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициент корреляции выше 0,35 при a=0,05.

Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует закон: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза, превышает число регистрируемых параметров. Вам необходимо учесть, что это количество испытуемых надо увеличить на 5-10%, так как часть из них будет «отбракована» (не поняли инструкцию, ненадежные и недостоверные результаты, отсутствуют какие-либо переменные и т.п.).

Закономерна ситуация, когда не удается добиться идеальных условий исследования: объект исследования не доступен для практического контакта; нет условий, необходимых для изучения; испытуемые небрежно относятся к исследованию; отсутствует доверие со стороны испытуемого, что результаты будут использоваться только в научных целях; вы сами понимаете, что не всегда соблюдаете правила профессиональной этики. Эти и многие другие обстоятельства корректируют планы и исследовательские процедуры. Это этап работы называется пилотажным, он позволяет корректировать планы и исследовательские процедуры, усовершенствовать программу и методику исследовательского проекта.

Особое внимание обращается на обработку и систематизацию фактов. Факты собираются для решения поставленной задачи. Поэтому количество собранных фактов должно быть в определенном смысле оптимальным. Оптимальность знания связана с отбрасыванием избыточной информации, позволяющей избежать растянутости и расплывчатости изложения, а также устранением искажений и «шумов».

Искажения - это стилистические и логические ошибки, нечеткости, туманные формулировки, мешающие правильному восприятию научной информации.

Под «шумом» подразумеваются ошибки в расчетах, предвзято отобранные экспериментальные данные, выводы, противоречащие приведенному фактическому материалу, а также необоснованные рекомендации.

Методы математической статистики при обработке эмпирических данных повышают достоверность научных выводов. Не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Такие методы не дают достаточных оснований для обоснованных выводов.

Выбор метода (методов) математической обработки данных - очень важная и ответственная часть эмпирического исследования и делать это лучше до того, как получены экспериментальные данные. Для этого нужно определить тип переменных (признаков) и шкалу измерения психологических показателей (возраст, состав семьи, уровень образования и т.п.). В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом: время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах и т.п.

В области практической психологии, где возможности использования традиционных и стандартизированных тестов ограничены, используются речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, параметры мимики и пантомимики и т.п. Для обоснования эффективности результатов опытной практической психологической работы полезно использовать поведенческие показатели испытуемых «до» и «после» такой работы.

Описание полученных результатов и их обсуждение. Студент должен не только провести исследование, но и правильно описать его. Этому разделу целесообразно дать название, отражающее суть излагаемого материала, не ограничиваясь словами «эмпирическая часть» или «практическая часть» и т.п.

Удобнее всего излагать результаты, придерживаясь установленной во введении последовательности задач. Лучше начинать с общих аспектов, переходя к более частным.

Описывать эмпирические исследование следует упорядоченно, разбивая на смысловые абзацы и разделы. Описание исследования строится на анализе количественных и качественных показателей.

В таких описаниях важен лаконизм и четкость изложения. Характерный стиль изложения результатов эмпирического исследования подчиняется следующей логике:

1. Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики (метода)....

2. Они представлены в таблице...

3. Как видно из таблицы... испытуемые... характеризуются...

4. Таким образом, можно сделать вывод, что...

В экспериментальной части исследования в качестве иллюстрации выявленной тенденции приводятся конкретные примеры. В этих случаях автор проекта должен помнить об этической стороне психолого-педагогической деятельности - данные об испытуемом в тексте и таблицах приводятся анонимно.

Если работа выполнена в области практической психологии, то детально описывается весь процесс психологической помощи, консультирования, диагностики, коррекции и т.п. Необходимо отметить новизну и специфику работы, ее отличие от традиционных техник и процедур, описать происходящие изменения.

Результаты эмпирического исследования выражены в большом количестве фактического и цифрового материала.

После приведения количественных и качественных данных необходимо их сопоставить, аналитически описать, обобщить, дать им объяснение, исходя из опыта предшествующих исследований и собственного понимания механизмов изучаемых явлений.

Обсуждение результатов является наиболее аналитической частью работы. Ваши размышления о том, что могли бы обозначать полученные данные для решения поставленной проблемы, включая теперь научные понятия и категории, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленными в литературе подходами - это объяснение выявленных вами эмпирических факторов с точки зрения теории.

Ход анализа факторов - это непрерывная цепь частных выводов, которые соединяясь, создают определенную картину явления или композицию идеи, и позволяют перейти к выводам.

Выводы - это завершение главы, посвященные описанию эмпирического исследования. Четко и ясно сформулированные выводы должны быть важной частью текста при завершении описания любого фрагмента работы.

Ход анализа фактов - это непрерывная цепь частных выводов, которые, соединяясь, создают целостную картину теоретического и экспериментального исследования. Рассекая целое на части, изучая элементы, студент-дипломник непрерывно обобщает, постепенно двигаясь от отдельного к общему. Выводы подводят итог эмпирического исследования, показывая, насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с имеющимися аналогичными результатами других исследователей.

Традиционно для данного вида научного исследования общее число выводов не должно превышать 5 - 7. Выводы должны:

- соответствовать поставленным задачам;

- отражать результаты проверки первоначально высказанных гипотез.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: