Президент в системе государственной власти и управления в России
Конституционные основы государственной власти и государственного управления — те базовые принципы, на которых основаны государственная власть и государственное управление в России. Особенность данных принципов в том, что они закреплены в документе высшей юридической силы — Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Закрепление этих принципов в Конституции обеспечивает их:
- главенство (не может быть принят закон, иной нормативный акт, противоречащий принципам);
- длительность действия (конституция обычно — документ длительного действия);
- стабильность (нынешнюю Конституцию в части основ конституционного строя практически невозможно изменить, что делает эти принципы очень устойчивыми и стабильными).
Конституция РФ закрепляет следующие основополагающие принципы государственной власти и управления:
- республиканскую форму правления - государство может быть только республикой, исключено учреждение должности монарха и монархического правления как в России в целом, так и в ее отдельных частях;
- принадлежность власти народу, признание народа единственным источником власти (т.е. ни один человек, ни одна партия не может присвоить власть, провозгласить себя источником власти);
- осуществление власти народом непосредственно или через органы госвласти.
Это значит, что:
- народ может осуществлять свою власть или путем голосования (на выборах, референдуме), или через своих представителей в выборных или назначаемых органах власти;
- власть может осуществляться только через официально установленные органы власти — ее нельзя осуществлять через какие-либо органы, учрежденные неправовым путем (например, через самопровозглашенный реввоенсовет или какой-либо личностью от собственного имени;
- разделение государственной власти на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную (это значит, что власть нельзя концентрировать в одних руках - невозможно, чтобы один и тот же орган принимал законы, исполнял их и судил (что было в средние века));
- разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Для этого Конституция РФ закрепляет:
- вопросы исключительного ведения Российской Федерации;
- вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ;
- все иные вопросы — в ведении субъектов РФ;
- самостоятельность местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
- право граждан России участвовать в управлении государством, т.е. право избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также иметь равный доступ к государственной службе;
- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в органы государственной власти и местного самоуправления;
- право граждан обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
1. Президент Российской Федерации;
2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3. Правительство Российской Федерации;
4. Суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Местное самоуправление в систему органов государственной власти не входит.
На практике реализацию предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами определяют правовые отношения между различными субъектами — участниками в федеративном государстве. В них участвуют все органы власти по всей вертикали государственной системы. Доминирующее положение в этой системе занимают исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и ее субъектов, основные принципы законодательных и исполнительных функций субъектов федерации при исключительной законодательной юрисдикции федеральных органов власти.
Вместе с тем верховенство — это не право командовать, а право осуществлять общегосударственные функции от имени всех и отвечая перед всеми. При этом очевиден вспомогательный характер полномочий субъектов федерации, их функционирование на уже определенных законодателем «правилах игры». Важное значение имеет рамочное законодательство федерации, на основе которого осуществляется законотворчество ее субъектов. Общие принципы законодательства и формирования органов власти определяет федерация. Остаточное законодательство — это сфера деятельности субъектов федерации.
Уточним понятия, которые используются в теме по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
Предмет ведения — конституционно закрепленная сфера общественных отношений, правовое регулирование которой осуществляют соответствующие органы государственной власти федерации и ее субъектов.
Компетенция — включает в себя функции (направления, сферы деятельности) и конкретные властные полномочия (права и обязанности), закрепленные нормативными правовыми актами за органом государственной власти.
Полномочия — юридически закрепленные за органом государственной власти (должностным лицом, выполняющим управленческие функции) права и обязанности принимать правовые акты и осуществлять иные властные действия, направленные на решение конкретных задач и выполнение функций этого органа. Является составной частью компетенции соответствующего органа.
Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами – конституционное закрепление сфер общественных отношений за органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.
Статус Президента РФ и его полномочия
Согласно Конституции РФ Президент РФ - глава государства.
Основные функции Президента РФ:
- выступать гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
- принимать конституционные меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
- обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти;
- определять основные направления внутренней и внешней политики государства;
- представлять РФ внутри страны и в международных отношениях.
Важнейшая функция Президента РФ — гарантировать соблюдение Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, которая осуществляется путем:
- обеспечения положения, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции;
- обнаружения неконституционности действий каких-либо органов власти и обращения к ним с требованием привести свои акты в соответствие с Конституцией РФ;
- принятия мер по борьбе с преступностью;
- принятия иных законных мер по защите прав и свобод личности.
Важнейший элемент статуса Президента РФ — право личной неприкосновенности:
- Президент РФ не может быть подвергнут уголовному и другому преследованию во время осуществления им своих полномочий;
- обладает дипломатическим иммунитетом при поездках за границу;
- его жизнь и деятельность охраняются законом.
Президент РФ обладает как общими, так и специальными полномочиями.
Общими называются полномочия, которые:
- не нуждаются в специальной регламентации;
- следуют из статуса главы государства.
К таким полномочиям относятся:
- назначение выборов Госдумы;
- роспуск в предусмотренных законом случаях Госдумы;
- назначение референдума в соответствии с законом;
- право законодательной инициативы;
- подписание федеральных законов;
- обращение к парламенту с ежегодными посланиями.
Общие полномочия в сфере внешней политики, обороны и безопасности. гражданства, наград, помилования:
- осуществление руководства внешней политикой;
- подписание международных договоров и ратификационных грамот;
- принятие верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;
- введение в соответствии с Конституцией РФ военного или чрезвычайного положения;
- решение вопросов гражданства и предоставление политического убежища;
- осуществление помилования;
- награждение государственными наградами РФ;
- присвоение почетных, высших военных и специальных званий.
Специальные полномочия Президента РФ — это полномочия, прямо указанные в Конституции РФ в качестве таковых.
К специальным полномочиям относятся:
- назначение с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ;
- право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
- принятие решения об отставке Правительства РФ;
- представление Госдуме кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановка перед Госдумой вопроса о его освобождении от этой должности;
- назначение на должность по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, также их освобождение от должности;
- представление Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов;
- назначение на должность судей федеральных судов;
- формирование Совета безопасности РФ и руководство его деятельностью;
- формирование Администрации Президента РФ;
- утверждение военной доктрины;
- назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ,
- назначение и освобождение Полномочных представителей Президента РФ;
- назначение и отзыв после консультаций с комитетами и комиссиями парламента дипломатических представителей РФ в международных организациях и иностранных государствах.
Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Президента РФ - 4 года. Возможно повторное избрание. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более, чем на два срока подряд. Ограничение президентского срока — важное демократическое завоевание, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц. В большинстве демократических государств президент избирается на 4- или 5-летний срок и не более чем на два срока.
Конституционные требования к кандидату в Президенты РФ:
- наличие гражданства РФ;
- достижение 35-летнего возраста;
- постоянное проживание в РФ в течение последних 10 лет. Из мировой практики известны более серьезные ограничения (например, требование гражданства по рождению; языковые, образовательные, национальные и другие барьеры).
Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также, в случае если ко дню истечения 4 лет назначены повторные выборы — на 30-й день со дня опубликования общих результатов выборов.
Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден Конституцией РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном заседании палат Федерального Собрания в присутствии судей Конституционного Суда РФ. С этого момента прекращаются полномочия предыдущего главы государства.
Общее основание прекращения обязанностей Президента РФ - истечение конституционного срока полномочий - 4 или 8 лет (при повторном избрании). Момент прекращения полномочий - принесение присяги следующим главой государства. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" от 12.02.2001 № 12-ФЗ имеет право:
- на социальное обеспечение;
- пользование транспортом и связью, жилым помещением;
- штат помощников.
Бывший Президент РФ не может быть привлечен к юридической, в том числе уголовной, ответственности за деяния, совершенные в период осуществления им функций президента, кроме тяжких преступлений. После смерти Президента РФ члены его семьи находятся под защитой государства.
Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения президентских полномочий в случаях:
- отставки;
- стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья;
- отрешения от должности.
В случае отставки Президент РФ представляет парламенту соответствующее заявление. Процедура прекращения полномочий по состоянию здоровья в настоящее время законодательно не урегулирована.
Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента.
Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента — в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались также безрезультатные попытки импичмента - в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы.
Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:
- выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ — начало процедуры;
- заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;
- отрешение президента от должности Советом Федерации.
Содержание стадий:
- обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;
- Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ ~ о соблюдении порядка выдвижения обвинения;
- Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов — 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент считается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета Федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.
В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы. Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.
Президент РФ издает акты следующих видов: указы; распоряжения.
Указы Президента РФ могут быть нормативными или ненормативными (правоприменительными).
Нормативный указ - правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, госорганов, организаций, действующий длительное время и содержащий нормы права.
Ненормативный (правоприменительный) указ — индивидуальный акт о назначении того или иного лица на определенную должность.
Распоряжение Президента РФ - индивидуальный акт организационного характера.
Акты издаются Президентом РФ самостоятельно, имеют прямое действие и обязательны для исполнения на всей территории РФ. По своей юридической силе указы и распоряжения Президента РФ — подзаконные акты.
Указы и распоряжения согласовываются в Правительстве РФ и Администрации Президента РФ, с помощниками Президента, проходят юридическую экспертизу, после чего руководитель Администрации президента представляет их Президенту РФ.
Подписанные президентом указы и распоряжения (если они не содержат сведений, составляющих государственную тайну) в 10-дневный срок с момента подписания публикуются в "Российской газете" или Собрании законодательства РФ и, если они носят нормативный характер, то в течение 7 дней (если указом не предусматривается иной срок) вступают в силу.
Через издаваемые акты Президент РФ осуществляет свои должностные функции и заполняет пробелы вправе.