Конституционные основы государственной власти и управления в России

Президент в системе государственной власти и управления в России

Конституционные основы государственной власти и государственного управления — те базовые принципы, на которых основаны государственная власть и государственное управление в России. Особенность данных принципов в том, что они закреплены в документе высшей юридической силы — Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Закрепление этих принципов в Конституции обеспечивает их:

- главенство (не может быть принят закон, иной нормативный акт, противоречащий принципам);

- длительность действия (конституция обычно — документ дли­тельного действия);

- стабильность (нынешнюю Конституцию в части основ консти­туционного строя практически невозможно изменить, что де­лает эти принципы очень устойчивыми и стабильными).

Конституция РФ закрепляет следующие основополагающие принципы государственной власти и управления:

- республиканскую форму правления - государство может быть только республикой, исключено учреждение должности монар­ха и монархического правления как в России в целом, так и в ее отдельных частях;

- принадлежность власти народу, признание народа единственным источником власти (т.е. ни один человек, ни одна партия не может присвоить власть, провозгласить себя источ­ником власти);

- осуществление власти народом непосредственно или через органы госвласти.

Это значит, что:

- народ может осуществлять свою власть или путем голосова­ния (на выборах, референдуме), или через своих представи­телей в выборных или назначаемых органах власти;

- власть может осуществляться только через официально ус­тановленные органы власти — ее нельзя осуществлять через какие-либо органы, учрежденные неправовым путем (на­пример, через самопровозглашенный реввоенсовет или ка­кой-либо личностью от собственного имени;

- разделение государственной власти на 3 ветви — законодатель­ную, исполнительную и судебную (это значит, что власть нельзя концентрировать в одних руках - невозможно, чтобы один и тот же орган принимал законы, исполнял их и судил (что было в средние века));

- разграничение полномочий между федеральными органами госу­дарственной власти и органами государственной власти субъ­ектов РФ.

Для этого Конституция РФ закрепляет:

- вопросы исключительного ведения Российской Федерации;

- вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ;

- все иные вопросы — в ведении субъектов РФ;

- самостоятельность местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

- право граждан России участвовать в управлении государством, т.е. право избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также иметь равный доступ к государственной службе;

- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в органы государственной власти и местного самоуправления;

- право граждан обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1. Президент Российской Федерации;

2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3. Правительство Российской Федерации;

4. Суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Местное самоуправление в систему органов государственной власти не входит.

На практике реализацию предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами определяют правовые отношения между различными субъектами — участниками в федера­тивном государстве. В них участвуют все органы власти по всей верти­кали государственной системы. Доминирующее положение в этой сис­теме занимают исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и ее субъектов, основные принципы законода­тельных и исполнительных функций субъектов федерации при исклю­чительной законодательной юрисдикции федеральных органов власти.

Вместе с тем верховенство — это не право командовать, а право осуще­ствлять общегосударственные функции от имени всех и отвечая перед всеми. При этом очевиден вспомогательный характер полномочий субъектов федерации, их функционирование на уже определенных зако­нодателем «правилах игры». Важное значение имеет рамочное законода­тельство федерации, на основе которого осуществляется законотворче­ство ее субъектов. Общие принципы законодательства и формирования органов власти определяет федерация. Остаточное законодательство — это сфера деятельности субъектов федерации.

Уточним понятия, которые используются в теме по разгра­ничению предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

Предмет ведения — конституционно закрепленная сфера обществен­ных отношений, правовое регулирование которой осуществляют соот­ветствующие органы государственной власти федерации и ее субъектов.

Компетенция — включает в себя функции (направления, сферы де­ятельности) и конкретные властные полномочия (права и обязанно­сти), закрепленные нормативными правовыми актами за органом го­сударственной власти.

Полномочия — юридически закрепленные за органом государствен­ной власти (должностным лицом, выполняющим управленческие фун­кции) права и обязанности принимать правовые акты и осуществлять иные властные действия, направленные на решение конкретных задач и выполнение функций этого органа. Является составной частью компетенции соответствующего органа.

Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами – конституционное закрепление сфер общественных отношений за органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

Статус Президента РФ и его полномочия

Согласно Конституции РФ Президент РФ - глава государства.

Основные функции Президента РФ:

- выступать гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

- принимать конституционные меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

- обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти;

- определять основные направления внутренней и внешней полити­ки государства;

- представлять РФ внутри страны и в международных отношениях.

Важнейшая функция Президента РФ — гарантировать соблю­дение Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, которая осуществляется путем:

- обеспечения положения, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции;

- обнаружения неконституционности действий каких-либо орга­нов власти и обращения к ним с требованием привести свои акты в соответствие с Конституцией РФ;

- принятия мер по борьбе с преступностью;

- принятия иных законных мер по защите прав и свобод личности.

Важнейший элемент статуса Президента РФправо личной неприкосновенности:

- Президент РФ не может быть подвергнут уголовному и друго­му преследованию во время осуществления им своих полномочий;

- обладает дипломатическим иммунитетом при поездках за границу;

- его жизнь и деятельность охраняются законом.

Президент РФ обладает как общими, так и специальными полномочиями.

Общими называются полномочия, которые:

- не нуждаются в специальной регламентации;

- следуют из статуса главы государства.

К таким полномочиям относятся:

- назначение выборов Госдумы;

- роспуск в предусмотренных законом случаях Госдумы;

- назначение референдума в соответствии с законом;

- право законодательной инициативы;

- подписание федеральных законов;

- обращение к парламенту с ежегодными посланиями.

Общие полномочия в сфере внешней политики, обороны и безопасности. гражданства, наград, помилования:

- осуществление руководства внешней политикой;

- подписание международных договоров и ратификационных грамот;

- принятие верительных и отзывных грамот иностранных ди­пломатов;

- введение в соответствии с Конституцией РФ военного или чрезвычайного положения;

- решение вопросов гражданства и предоставление политическо­го убежища;

- осуществление помилования;

- награждение государственными наградами РФ;

- присвоение почетных, высших военных и специальных званий.

Специальные полномочия Президента РФ — это полномочия, прямо указанные в Конституции РФ в качестве таковых.

К специальным полномочиям относятся:

- назначение с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ;

- право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- принятие решения об отставке Правительства РФ;

- представление Госдуме кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановка перед Госдумой вопроса о его освобождении от этой должности;

- назначение на должность по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, также их освобождение от должности;

- представление Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов;

- назначение на должность судей федеральных судов;

- формирование Совета безопасности РФ и руководство его деятельностью;

- формирование Администрации Президента РФ;

- утверждение военной доктрины;

- назначение и освобождение от должности высшего командова­ния Вооруженных Сил РФ,

- назначение и освобождение Полномочных представителей Пре­зидента РФ;

- назначение и отзыв после консультаций с комитетами и комис­сиями парламента дипломатических представителей РФ в меж­дународных организациях и иностранных государствах.

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Президента РФ - 4 года. Воз­можно повторное избрание. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более, чем на два срока подряд. Ограничение президентского срока — важное демократическое завоевание, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц. В большинстве демократических государств президент избирается на 4- или 5-летний срок и не более чем на два срока.

Конституционные требования к кандидату в Президенты РФ:

- наличие гражданства РФ;

- достижение 35-летнего возраста;

- постоянное проживание в РФ в течение последних 10 лет. Из мировой практики известны более серьезные ограничения (например, требование гражданства по рождению; языковые, образовательные, национальные и другие барьеры).

Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего Президента РФ, из­бранного на предыдущих выборах, а при проведении досроч­ных выборов, а также, в случае если ко дню истечения 4 лет назначены повторные выборы — на 30-й день со дня опубли­кования общих результатов выборов.

Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден Конституцией РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном засе­дании палат Федерального Собрания в присутствии судей Конституционного Суда РФ. С этого момента прекращаются полномочия предыдущего главы государства.

Общее основание прекращения обязанностей Президента РФ - истечение конституционного срока полномочий - 4 или 8 лет (при повторном избрании). Момент прекращения полномочий - принесение присяги следующим главой государства. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президен­ту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и чле­нам его семьи" от 12.02.2001 № 12-ФЗ имеет право:

- на социальное обеспечение;

- медицинское обслуживание;

- пользование транспортом и связью, жилым помещением;

- штат помощников.

Бывший Президент РФ не может быть привлечен к юридической, в том числе уголовной, ответственности за деяния, совершен­ные в период осуществления им функций президента, кроме тяжких преступлений. После смерти Президента РФ члены его семьи находятся под защитой государства.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного пре­кращения президентских полномочий в случаях:

- отставки;

- стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья;

- отрешения от должности.

В случае отставки Президент РФ представляет парламенту со­ответствующее заявление. Процедура прекращения полномочий по состоянию здоровья в настоящее время законодательно не урегулирована.

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного от­решения Президента РФ от должности за совершения престу­пления, именуемая в международной практике процедурой им­пичмента.

Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента — в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались также безрезультатные попытки импичмента - в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

- выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ — на­чало процедуры;

- заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

- отрешение президента от должности Советом Федерации.

Содержание стадий:

- обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при нали­чии заключения специальной образованной Госдумой комис­сии; президент обвиняется в совершении государственной из­мены или иного тяжкого преступления;

- Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ ~ о соблюдении порядка выдвижения обвинения;

- Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большин­ством голосов — 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент счи­тается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета Федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полно­мочия с момента принятия Советом Федерации соответствую­щего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномо­чий по любому основанию исполнение его обязанностей воз­лагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы. Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

Президент РФ издает акты следующих видов: указы; распоряжения.

Указы Президента РФ могут быть нормативными или ненормативными (правоприменительными).

Нормативный указ - правовой акт, относящийся к неопреде­ленному кругу физических и юридических лиц, госорганов, ор­ганизаций, действующий длительное время и содержащий нор­мы права.

Ненормативный (правоприменительный) указ индивидуальный акт о назначении того или иного лица на определенную должность.

Распоряжение Президента РФ - индивидуальный акт организа­ционного характера.

Акты издаются Президентом РФ самостоятельно, имеют пря­мое действие и обязательны для исполнения на всей террито­рии РФ. По своей юридической силе указы и распоряжения Президента РФподзаконные акты.

Указы и распоряжения согласовываются в Правительстве РФ и Администрации Президента РФ, с помощниками Президента, проходят юридическую экспертизу, после чего руководитель Администрации президента представляет их Президенту РФ.

Подписанные президентом указы и распоряжения (если они не содержат сведений, составляющих государственную тайну) в 10-дневный срок с момента подписания публикуются в "Рос­сийской газете" или Собрании законодательства РФ и, если они носят нормативный характер, то в течение 7 дней (если указом не предусматривается иной срок) вступают в силу.

Через издаваемые акты Президент РФ осуществляет свои должностные функции и заполняет пробелы вправе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: