Социально-психологические

Кадровый менеджмент как процесс воздействия субъекта управления на управляемый объект осуществляется с помощью методов управления. Слово «метод» происходит от греч. «methodos», что означает «способ или образ практического осуществления чего-нибудь». В литературе по менеджменту наряду с понятием «метод» нередко используются категории «техника», «прием», «инструмент», которые считаются равнозначными и взаимозаменяемыми.

Методы управления персоналом – способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Они, как правило, носят объективный характер вследствие того, что являются средством практической реализации требований объективных законов и принципов управления. Применение этих методов в деятельности конкретного субъекта управления носит субъективный характер, так как определяется знаниями и способностями людей, занятых в управлении.

Наука и практика менеджмента выработали три группы методов управления персоналом: организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические (рисунок 3).


Рисунок 3 – Система методов управления персоналом в организации

Источник: [85, c. 433].

Организационно-распорядительные (административные) методы разделяются на организационные и распорядительные. Первые из них включают формирование организационных структур управления; установление административных норм и нормативов; разработку положений, правил внутреннего распорядка, должностных обязанностей, стандартов предприятия.

Распорядительные методы базируются на поощрении за образцовое выполнение должностных обязанностей (объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком или Почетной грамотой, представление к государственным наградам) и санкциях, заключающихся в установлении дисциплинарной ответственности (замечания, выговоры, строгие выговоры, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение). Для этой группы методов характерны: конкретная адресность; требование обязательного и точного исполнения; отсутствие полной и непосредственной ориентации на экономические интересы персонала как объекта управления; соответствие трудовому законодательству, актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Реализуются данные методы путем прямого воздействия субъекта управления на объект управления. Воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров (контрактов), через административные приказы и распоряжения, положения, правила, нормативы и другие документы, регламентирующие деятельность персонала, его четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами субъекта управления, его квалификацией.

Экономические методыосновываются на использовании стимулов, побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Это методы косвенного воздействия на объект управления, для которых характерны: учет экономических интересов персонала (индивидов, групп, коллектива); самостоятельность субъектов управления на всех уровнях при одновременном возложении на них ответственности за принимаемые решения и их последствия; побуждение к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива и отдельных работников.

К экономическим рычагам воздействия на персонал относят: оплату труда, материальное поощрение работников, участие их в прибыли.

Экономические методы считаются очень перспективными и востребованными в условиях становления рыночных отношений, так как именно они должны обеспечить нормальные условия для функционирования и развития хозяйствующих субъектов. При умелом использовании экономических методов субъект управления в реализации своих задач легче преодолевает инертность, обусловленную отсутствием соответствующей экономической заинтересованности. Кроме того, усиливается самоконтроль сотрудников организации, сокращается число звеньев управления, ускоряется процесс принятия и реализации управленческих решений, обеспечивается требуемая оперативность управления, а в целом – повышается качество управления.

В кадровом менеджменте главными являются руководство людьми, регулирование отношений между ними. Это требует применения социально-психологических методов управления,которые так же, как и экономические, относятся к косвенным методам воздействия на персонал. Они ориентированы на нематериальные интересы людей и связаны с самоутверждением и самовыражением человека в коллективе, с его стремлением получить моральное удовлетворение в труде. Разделяются методы на социальные и психологические.

Под социальными методами управления понимают конкретные способы и приемы воздействия на социальные процессы формирования и развития коллектива: убеждение, социальное нормирование, социальное регулирование, моральное стимулирование, широкое информирование руководителем работников, а также методы управления группами и индивидуаль-но-личностным поведением.

Под психологическими методами управления понимают способы, приемы воздействия на регулирование отношений между людьми посредством создания оптимального социально-психологического климата как проявления группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений. В качестве психологических используются методы комплектования команд и коллективов, гуманизации труда, психологического побуждения, профотбора и обучения.

Использование социально-психологических методов в управлении персоналом чрезвычайно важно. Они широко применяются в передовых компаниях мира и дают превосходный результат. Однако их использование требует серьезной психологической подготовки менеджеров, которая пока отсутствует в отечественной практике.

Деление методов на организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические и другие в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них невозможно. Эти группы взаимосвязаны и имеют много общих черт. Руководители и специалисты по управлению персоналом чаще всего пользуются совокупностью методов, в наибольшей мере отвечающей особенностям поставленных задач. Управленческая практика показывает, что нередко эффективные методы, применяемые в одной ситуации, оказываются совершенно бессмысленными в другой.

Применение различных методов управления на практике – важная и сложная задача. Для ее решения необходимы не только глубокие и всесторонние знания, но и интуиция, опыт, организаторский талант, учет особенностей управляемой системы. Важнейшей отличительной чертой создания рыночной экономики и соответствующей ей системы менеджмента является переход от преимущественно административных методов к усилению роли экономических методов управления и социально-психологических методов.

Совокупность применяемых на практике методов воздействия на персонал организации представляет собой механизм управления персоналом организации.Исторически сложились два подхода к формированию механизма воздействия на персонал. Первый – рационалистический (жесткий) базируется на использовании в основном административных методов. В структуре организационных отношений преобладают формальные отношения. Основателем подхода считается Ф. У. Тейлор. Подход соответствует «авторитарной» модели управления. Второй – поведенческий (мягкий) основан на воздействии на персонал преимущественно экономическими и социально-психологическими методами. В структуре организационных отношений преобладают неформальные отношения. Подход соответствует «экономической» и «новой» моделям управления.

Контрольные вопросы

1 Какие классические принципы управления существуют?

2 Что представляют собой методы управления?

3 Какие группы методов применяются в управлении персоналом?

 
 


ТЕМА 9 РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: