Принципы управления персоналом и их развитие

Любая деятельность, в том числе и управление, осуществляется в рамках объективных законов природы и общества, которые представляют собой необходимые устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. В методологии управления есть одна из важнейших категорий, которая синтезирует в себе объективность экономических законов, законов управления и характерные черты реальной практики производства, – это принципы управления. Они, как правило, объективны, однако в различных сферах управленческой деятельности проявляются в своей специфической форме.

Под принципами(от лат. principium – основа, начало) управления понимаются основополагающие правила, положения, которыми руководствуются органы управления, руководящие работники в процессе своей деятельности в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе.

В литературных источниках можно встретить различные количество принципов управления и последовательность их рассмотрения, поэтому при определении состава принципов следует руководствоваться определенными требованиями. Они должны быть основаны на законах развития общества, законах и закономерностях управления, соответствовать целям управления, отражать основные свойства, связи и отношения управления, учитывать временные и территориальные аспекты процессов управления, иметь правовое оформление, т.е. быть закрепленными в различных нормативных документах, например, в конституции, законе о предприятии и других.

Одной из наиболее часто применяемых классификаций принципов управления персоналом является их разделение на общие, частные, специальные.

К общим принципам относятся те из них, которые применимы во всех системах управления персоналом предприятий безотносительно сферы их деятельности. Например:

– принцип первичности функций управления персоналом по отношению к составу подсистем и организационной структуры управления персоналом,

– научности;

– экономичности и др.

Наряду с общими существуют частные принципы кадрового менеджмента, под которыми понимают принципы, сфера действия которых локальна, например, управления отдельными организациями.

Ряд американских и японских корпораций широко использует следующие принципы управления персоналом: пожизненный наём; контроль исполнения заданий, основанный на доверии; сочетание контроля с корпоративной культурой.

Так, американская компания IBM в управлении персоналом придерживается трех принципов:

– уважения к личности;

– пожизненной занятости;

– равных возможностей для всех.

Японская компания «Мацусита электрик» руководствуется семью принципами кадрового менеджмента:

– объективности;

– справедливости;

– сплоченности;

– благоустройства;

– скромности;

– оценки;

– гармонии.

К специальным принципам относятся принципы выполнения отдельных функций управления персоналом:

– принцип планирования в формировании персонала;

– принцип развития и использования кадровых ресурсов;

– принцип подбора кадров с учетом их профессиональных и личных качеств, соответствующих предназначенной должности;

– принцип мотивации и стимулирования эффективной деятельности персонала организации;

– принцип ротации кадров, позволяющий обеспечить преемственность в деятельности персонала организации, своевременно обновлять кадровый состав и т.д.

Их, в свою очередь, можно рассматривать более детально. Принципы оценки персонала, например, включают такие, как объективность, целенаправленность, всесторонность и полноценность оценки и др. Среди принципов обучения (взрослых, повышения квалификации) выделяют такие, как постановка цели, мотивация к обучению, связь изучаемого материала с практикой, максимальная интеллектуальная вовлеченность людей в учебный процесс. При подготовке кадрового резерва на предприятии учитывают следующие принципы: актуальность, соответствие квалификации кандидата должности, перспективность кандидата.

Необходимо различать принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом. Наиболее полно принципы построения системы управления персоналом рассмотрены А.Я. Кибановым. Он выделяет две группы: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом (таблица 5).

Рассмотрим некоторые из них.

Таблица 5 – Принципы построения системы управления персоналом в организации

Принцип Содержание принципа
Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом
Обусловленности функций управления персоналом целями производства Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства
Первичности функ-ций управления персоналом Состав подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом
Экономичности Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае, если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления
Перспективности При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации
Комплексности При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.)
Оперативности Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения
Научности Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях
 
Окончание таблицы 5
Принцип Содержание принципа
Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом
Иерархичности В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управления
Прозрачности Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать доступную терминологию; деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом
  Подобным образом рассматриваются принципы развития системы управления персоналом: Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
Концентрации Рассматривается в двух направлениях: концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решении основных задач или концентрация однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование
Специализации Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формирование отдельных подразделений, специализирующихся на выполнении групп однородных функций
Параллельности Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом
Адаптивности (гибкости) Означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы
Преемственности Предполагает общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление

Следует учитывать, что все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации.

Наряду с принципами классического менеджмента современный менеджмент отражает новые рыночные отношения к персоналу и его вкладу в общий результат деятельности предприятия. К новым рыночным принципам управления персоналом, рассматриваемым А.Г. Поршневым, относятся:

– лояльность руководителя к работающим;

– коммуникации, пронизывающие организацию во всех направлениях;

– обязательное установление долевого участия персонала в общих результатах;

– раскрытие личностного потенциала каждого работника;

– непосредственное участие менеджера в рабочих группах;

– умение руководителя слушать всех, учитывать мнение сотрудников;

– соблюдение этики бизнеса;

– частность и доверие к людям;

– качество личной работы.

В условиях постиндустриального развития продолжают активно формулироваться принципы неоклассического менеджмента.

8.2 Методы управления персоналом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: