Роль руководителя в управлении персоналом

Рассмотрим механизм руководства, основное содержание деятельности менеджера. Каким образом руководитель направляет усилия группы и отдельных личностей на выполнение общих задач? Данный вопрос волнует деловой мир давно, он получил достаточное освещение в специальной литературе и с ответами на него можно ознакомиться самостоятельно. Выделим только наиболее важные позиции.

Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Как организатор руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу, а свое взаимодействие с подчиненными строит в рамках установленных целей.

Наиболее полное описание видов работ, которые менеджеры выполняют в организации (или ролей), приведено в работе Генри Минцберга «Работа менеджера: вымыслы и факт», изданной в 1975 г. В ней выделено десять специфических видов работ, объединенных по признаку однородности в три группы: межличностные контакты, работа с информацией, принятие решений (рисунок 4).


Рисунок 4 – Роли менеджеров в организации

1 В межличностных контактах менеджер выполняет роль главного руководителя, выступая прежде всего как:

– Символическая фигура, которая представляет организацию (церемонии, посещения, приемы и другие социальные мероприятия).

– Лидер – человек, оказывающий влияние на других работников (будучи связанным формальными полномочиями по поводу труда других людей и ответственностью), лидерское поведение позволяет максимально использовать эти полномочия и мотивировать людей.

– Связующее звено – налаживание контактов с теми, кто формально не подчиняется менеджерам (поставщики, потребители, официальные правительственные лица, деловые партнеры) через переписку, личные контакты и др.

2 Информационные роли менеджеров пронизывают все межличностные контакты и отражают важность создаваемой и поддерживаемой сети коммуникаций:

– Приемник информации – менеджер находится в постоянном поиске разнообразной информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы (внутренней и внешней, письменной и устной).

– Распространитель информации – передаёт полученные сведения по каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач (в частности, своим подчиненным).

– Представители во внешней среде – менеджеры передают информацию о планах и политике организации для налаживания контактов во внешней среде с заинтересованными лицами и организациями.

3 В ролях, связанных с принятием решений, в поведении менеджеров выделяется следующее:

– Предприниматель – принимает решения, связанные с началом новых проектов, использованием новых возможностей, с оценкой практической полезности и степени риска.

– Устраняющий помехи – одна из важнейших ролей менеджера, когда в условиях ограниченных ресурсов приходится принимать компромиссные решения, устанавливать приоритет видов работ и подразделений, от которых в наибольшей степени зависит получение запланированных результатов.

– Ведущий переговоры – выполнение этой роли менеджера отражает необходимость постоянно согласовывать действия с иными членами организации и заинтересованными лицами из других компаний.

Значение каждой из перечисленных ролей в работе менеджера зависит от выполняемой им работы и позиции, занимаемой в организации. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью реализовывать их в повседневной работе по управлению. Требования к профессиональной компетенции менеджеров в современных условиях можно условно разделить на две группы (таблица 6).

Таблица 6 – Требования к профессиональной компетенции менеджеров

Специальные знания Человеческие качества
Понимание природы управленческого труда и процессов управления Владение искусством управления человеческими ресурсами организации
Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и эффективности работы Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления (государственными, региональными и др.)
Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации
Умение мыслить стратегически – управлять в реальном масштабе времени Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий

Первую группу составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях дефицита времени, неполной информации, часто в ситуациях неопределенности учитывать особенности внешней среды, отраслевые особенности, владеть методами планирования и прогнозирования работы организации.

Вторая группа требований связана со способностью работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц: коллегами, подчиненными, высшими руководителями, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми, значительно различающимися по своему статусу и интересам. При этом менеджеры должны иметь специфические личные качества, которые усиливают доверие и уважение тех, с кем они вступают в контакт (умение четко выражать свои мысли и убеждать, честность в отношениях с партнерами, уважительное и заботливое отношение к людям и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: