Диалоги с коллегами 253

метил: «Классический тренаж полезен хотя бы потому, что позво­ляет студенту ощутить несовершенство своего тела».

Мейерхольдовское понятие «актер и зеркало» — вопрос тренажа координации внутренним физическим контролем. Я обратил вни­мание, что в программе Государственных высших режиссерских мастерских технику классического балета Мейерхольд ставит в ряду первых движенческих дисциплин. Вероятно, Мастер не в пол­ной мере сформулировал пользу классического тренажа, по пред­чувствовал его перспективу. И если внимательно рассмотреть тео­ретические наметки курса по биомеханике, то мы обнаружим: там тренаж координации физическим контролем совпадает с одним из основных принципов именно классического тренажа. (К сожале­нию, в наших классах отсутствуют зеркала. Традиционный вопрос запрета для актера проверять результат перед зеркалом снимается, когда нужно абстрагировать метод достижения от исполнения.) Являются ли наши тематические уроки, такие, как «Русский урок», «Стилевой», «Джазовый» на прошлом курсе, «Маски» — на нынешнем, случайностью или они объединяются какой-то програм­мной логикой? Конечно, объединяются. Но если па прошлом курсе я находился в поиске этой логики, то нынче готов ее сформулиро­вать.

Мы начали не с классического тренажа, а с упражнений, постро­енных на свободной пластике. Вопрос программы — основной в да­льнейшем развитии предмета танец, отвечающего современным требованиям. Впрочем, попытаюсь изложить концепцию в целом.

В основе ее лежит классическая идея трех ступеней развития. Этот методологический принцип приближается к форме построе­ния академической дисциплины и создает условия не только фун­даментального исследования самого предмета, но и его междисцип­линарного взаимодействия, например, с предметом «Сценическая речь». Уделяя внимание экзерсисам, «адажио», «аллегро», мы тре­нируем ощущения схваченности и эластичности мышц. Эти качест­ва взаимодействуют с предметом «Речь», способствуя развитию баллистических импульсов. «Живое тело никогда не свободно от мускулыю фиксированных импульсов», — утверждает американ­ский исследователь моторной теории слога Хартсон1. Качество сво­боды, баллистичности (как бы падающих частей тела) можно раз­вить в достаточно тренированном теле. К этим размышлениям меня подтолкнули целенаправленные уроки В. Н. Галендеева.

' Бюлер К. Теория языка. — М., 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: