Подсчитываются только ответы «Да» в вопросах: 1, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 22, 23.
Подсчитываются только ответы «Нет» в вопросах: 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24.
Полученные суммы складываются, и определяется уровень готовности к выбору профессии по следующей шкале:
0 – 6 баллов – неготовность;
7 – 12 баллов – низкий уровень готовности;
13 – 18 баллов – средний уровень готовности;
19 – 24 балла – высокий уровень готовности.
Тема 9. Психология педагогического общения.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие педагогического общения.
2. Роли и позиции учителя в общении.
3. Педагогическое общение в разных педагогических ситуациях.
4. Особенности общения учителя с учениками, родителями, коллегами.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое «педагогическое общение»?
2. Как соотносятся педагогическая деятельность и педагогическое общение?
3. Какова структура педагогического общения?
4. Каковы роли и позиции может занимать учитель в педагогическом общении?
5. В чем состоят особенности общения учителя с коллегами, учениками и их родителями?
6. Каковы стили общения учителя с учениками?
Практические задания
1. Проанализируйте особенности педагогического общения с точки зрения трансактного анализа Э. Берна. Приведите примеры.
2. Приведите примеры из жизненного опыта, когда педагогический конфликт разрешался конструктивно, когда деструктивно, а когда – со смешанными последствиями.
3. Разработайте систему критериев оценки эффективного педагогического общения.
4. Проанализируйте модели педагогического взаимодействия педагога с учащимися и определите результат каждой из них в отношении развития учащихся, заполнив последнюю строку таблицы.