Модели педагогического взаимодействия

Критерии анализа Модели педагогического взаимодействия
Модель невмешательства «руки прочь» Учебно-дисциплинарная модель «твердой руки» Личностно-ориентированная модель «возьмемся за руки»
Цель взаимодействия Хочу, чтобы меня оставили в покое Дать знания, сформировать умения и навыки Развитие индивидуальности ребенка
Лозунг взаимодействия «Сам справится» «Думай и делай как я» «Мы вместе»
Способы общения Холодное наблюдение, уход, раздражение, непринятие Требования, угрозы, наказания, запреты, нравоучения Понимание и принятие личности ребенка
Тактика Мирное сосуществование Диктат или опека Сотрудничество
Личностная позиция педагога Не брать на себя ответственность Удовлетворить требования контролирующей инстанции Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития
Результат взаимодействия      

5. Заполните таблицу, дополните ее собственными ситуациями:

Конфликтная ситуация Причины конфликта Конструктивный способ разрешения Деструктивный способ разрешения
1.Родители считают, что педагог предвзято относится и субъективно оценивает ребенка.      
2. Администрация предъявляет неправомерные требования к стилю взаимодействия педагога и детей.      
3. Ученики не выполняют домашнее задание.      
4. Ученики закрылись в кабинете, и педагог не может туда войти.      
5. Педагог оказался свидетелем драки учеников.      
6. …      

6. В педагогической деятельности выделается несколько функционально-ролевых позиций: коммуникатор, организатор, фасилитатор. Опишите специфику и меру представленности этих позиций в разных образовательных средах.

Образовательные среды Коммуникатор Организатор Фасилитатор
Традиционное обучение      
Развивающее обучение      
Начальная школа      
Основная школа      
Высшая школа      

Темы докладов и рефератов

1. Межличностные конфликты в учебно-педагогической деятельности.

2. Учитель – ученик: особенности взаимоотношений на разных возрастных этапах.

3. Факторы готовности учителя к эффективному педагогическому общению.

Темы для презентаций

1. Методы обучения педагогическому общению.

2. Способы саморегуляции учителя в конфликте.

3. Ораторское искусство учителя. Приемы удержания внимания аудитории.

Литература

1. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Мн., 2006.

2. Ершов, П.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя / П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Булатов. – М., 2008.

3. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник / Е.А. Красникова. – М., 2007.

4. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина - Л., 2005.

5. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1996.

6. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 2003.

7. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб завед. / Л.М. Митина. – М., 2004.

8. www.privet.ru

9. www.psulist.net

10. http://www.psychology.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: