Критерии анализа | Модели педагогического взаимодействия | ||
Модель невмешательства «руки прочь» | Учебно-дисциплинарная модель «твердой руки» | Личностно-ориентированная модель «возьмемся за руки» | |
Цель взаимодействия | Хочу, чтобы меня оставили в покое | Дать знания, сформировать умения и навыки | Развитие индивидуальности ребенка |
Лозунг взаимодействия | «Сам справится» | «Думай и делай как я» | «Мы вместе» |
Способы общения | Холодное наблюдение, уход, раздражение, непринятие | Требования, угрозы, наказания, запреты, нравоучения | Понимание и принятие личности ребенка |
Тактика | Мирное сосуществование | Диктат или опека | Сотрудничество |
Личностная позиция педагога | Не брать на себя ответственность | Удовлетворить требования контролирующей инстанции | Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития |
Результат взаимодействия |
5. Заполните таблицу, дополните ее собственными ситуациями:
Конфликтная ситуация | Причины конфликта | Конструктивный способ разрешения | Деструктивный способ разрешения |
1.Родители считают, что педагог предвзято относится и субъективно оценивает ребенка. | |||
2. Администрация предъявляет неправомерные требования к стилю взаимодействия педагога и детей. | |||
3. Ученики не выполняют домашнее задание. | |||
4. Ученики закрылись в кабинете, и педагог не может туда войти. | |||
5. Педагог оказался свидетелем драки учеников. | |||
6. … |
6. В педагогической деятельности выделается несколько функционально-ролевых позиций: коммуникатор, организатор, фасилитатор. Опишите специфику и меру представленности этих позиций в разных образовательных средах.
|
|
Образовательные среды | Коммуникатор | Организатор | Фасилитатор |
Традиционное обучение | |||
Развивающее обучение | |||
Начальная школа | |||
Основная школа | |||
Высшая школа |
Темы докладов и рефератов
1. Межличностные конфликты в учебно-педагогической деятельности.
2. Учитель – ученик: особенности взаимоотношений на разных возрастных этапах.
3. Факторы готовности учителя к эффективному педагогическому общению.
Темы для презентаций
1. Методы обучения педагогическому общению.
2. Способы саморегуляции учителя в конфликте.
3. Ораторское искусство учителя. Приемы удержания внимания аудитории.
Литература
1. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Мн., 2006.
2. Ершов, П.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя / П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Булатов. – М., 2008.
|
|
3. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник / Е.А. Красникова. – М., 2007.
4. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина - Л., 2005.
5. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1996.
6. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 2003.
7. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб завед. / Л.М. Митина. – М., 2004.
8. www.privet.ru
9. www.psulist.net
10. http://www.psychology.ru