Характеристика реакций, фрустрирующих учителя

Тип реакции Характеристика реакций Пример
Кострук-тивная Объективная оценка слов, действий, поведения ученика. Проникновение в мотивы действий ученика. Аргументация своих действий. Причинно-следственный анализ. Готовность поддержать ученика. Педагогический пример, взаимные обязательства. Совместный поиск решения. Правила, нормы поведения Учитель: «Если я правильно поняла, ты устал?»
Псевдо-конструк-тивная Формальная оценка ученика, его действий, оценки проблемы. Формальное указание или риторический вопрос. Переключение внимания на другое действие, тему, юмор. Учитель: «Урок закончится со звонком, не мешай!»
Деструк-тивная Оскорбительная оценка личности ученика, ирония. Противопоставление себя ученику. Пессимизм, обобщение поведенческих проявлений, личных качеств ученика. Сомнение в способности ученика решить проблему. Рассуждение о собственных трудностях. Самоустранение от решения проблемы, нулевая реакция Учитель: «Уже не в состоянии спокойно посидеть 40минут? Тебе в детсад тогда надо вернуться. Я тоже домой хочу, а надо учить таких тупиц, как ты»

«Самооценка направленности контакта» (К. Томас)

Цель: определение стратегии выхода из конфликта.

Инструкция: « Из двух вариантов формулировок каждого вопроса выбрать предпочтительный; рекомендуется отвечать на каждый вопрос. При этом нужно выразить предпочтение баллами «3» и «4» (т.е. в смежном варианте – баллы «1» и «2»).

Вариант А Вариант Б
  Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Я обычно обращаю внимание на моменты согласия в моментах, а не на расхождение их в решении спорных вопросов.
  Я стараюсь находить компромиссные решения вопросов. Все интересы других людей и все мои одинаково значимы.
  Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Иногда стоит пожертвовать своими интересами ради интересов других людей.
  Стараясь найти компромиссное решение, я могу поступиться чувствами и того же ожидаю от других. В решении проблем я предпочитаю не задевать чувств других людей.
  Напряженные ситуации я предпочитаю не игнорировать, а разрешать их, находя поддержку других людей. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  Я предпочитаю не иметь для себя неприятностей на работе. Я предпочитаю добиваться своего, не обращая внимания на возможные неприятности.
  Лучше отложить решение спорного вопроса ради позднейшего окончательного его решения. В решении спорных вопросов я могу уступить ради других своих выгод и скорейшего выхода из спора.
  Обычно я настойчив в своих стремлениях добиться своего. Прежде чем добиться своего, лучше еще раз определиться в сути спорных вопросов.
  В решении вопросов можно пренебречь какими-либо разногласиями, они не стоят волнений. При наличии разногласий стоит и поволноваться, лишь бы добиться утверждения своего мнения.
  Добиваясь своего, необходимо твердо отстаивать свои позиции. В сложных ситуациях лучше поискать компромиссных решений.
  В сложившихся отношениях с другими людьми, главное – определить суть затронутых интересов. В сложных ситуациях главное – это успокоить других людей и сохранить нормальные отношения.
  В решении проблем лучше избегать спорных позиций и я стараюсь следовать этому правилу. Другие люди могут в чем-то и оставаться при своем мнении, но лишь продвигаясь ко мне на встречу.
  Среднюю позицию в споре я считаю лучшей. В споре я настаиваю, чтобы все делалось по-моему.
  Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его мнении по этому поводу. Я стремлюсь показать другим логику и преимущества моих взглядов.
  Успокаивая другого человека, я стараюсь сохранить обычные с ним отношения. Я предпочитаю сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
  Имея собственное мнение по какому-то вопросу, я стараюсь не задевать чувства других людей. Имея собственное мнение по какому-то вопросу, я стараюсь убедить других людей в его преимуществах.
  Несмотря на напряженность отношений, я настойчиво добиваюсь своего. Я предпочитаю сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности отношений.
  Если в этом состоит счастье другого, я позволю ему настоять на своем мнении. Я предоставлю другому возможность сохранить свое мнение, если он готов поступить точно также.
  В споре я немедленно стремлюсь определиться в его сути. В решении спорных вопросов я склонен повременить до окончательного их решения.
  Лучше всего немедленно преодолеть возникшие разногласия. Лучше всего поискать какого-либо равновесия потерь и выгод обеих сторон в преодолении разногласий.
  При ведении переговоров стоит быть тактичным к другому. При ведении переговоров лучше всего – прямое обсуждение проблем.
  В переговорах лучше стремиться к поиску средней позиции. В переговорах лучше всего отстаивать собственную позицию.
  Я склонен заботиться об удовлетворении желаний обеих сторон, несмотря на разногласия. В решении проблем я готов предоставить другим улаживать возникшие разногласия.
  Если другому кажется важным его мнение, я могу в чем-то ему уступить. В споре я склонен убеждать других пойти на компромисс.
  Необходимо убеждать других в своей правоте. Необходимо быть внимательным к доводам других.
  Средняя точка зрения, как правило, самая лучшая. Лучше всего удовлетворить интересы всех сторон в общей их точке.
  Самое лучшее – вовсе избежать споров. Можно и поспорить вначале, но если другому это важно, согласиться затем с ним.
  Я предпочитаю добиваться своего самостоятельно. Я предпочитаю улаживать отношения с другими с их помощью.
  В разногласиях следует всегда искать их разрешения в поиске «золотой» середины. При наличии разногласий не всегда стоит из-за них волноваться.
  Важно не столько добиться успехов в переговорах, сколько при этом не задеть чувств других людей. Следует совместно добиваться успехов в переговорах и для этого вырабатывать подходящее мнение, а не заботиться о переживаниях.

Обработка результатов. Анализ результатов производится по ключу каждого из направлений (№1 – №5):

1. Соперничество: 3а, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14б, 16б, 17А, 22б, 25а, 28а.

2. Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

3. Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б, 7б.

4. Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

5. Компромисс: 2а, 4а, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 21а, 22а, 24б, 26а, 29а.

Интерпретация результатов в соответствии с интегральной моделью структуры личности в системе конструктивной типологии связана со смыслом основных параметров: активности, реактивности и направленности, по следующей схеме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: