Название направления | параметры | ||
Активность | Активность и реактивность | Направленность | |
Соперничество | Практик-художник | Холерия (А) Флегматик (Ф) | Экстернально-объектная |
Сотрудничество | Мыслитель | Сангвиния (А) Холерик (Р) | Интернально-объктная |
Избегание | Практик-мыслитель | Меланхолия (А) Сангвиник (Р) | Интернально-субъектная |
Приспособление | Художник | Флегматия (А) Меланхолик (Р) | Экстернально-субъектная |
Компромисс | Неопределенная полезависимая | Средние значения, нестабильно | Неустойчивая полезависимая |
Если по каждому варианту вопроса будут дополнительно проставлены баллы (не) согласия, то минимум по отдельному направлению составит 12 баллов, а максимум – 48 баллов. Коэффициент перевода на шкалу с интервалом 20-80 баллов составит при этом: к =1,66 или 5/3.
Тема 10. Психология личности учителя.
Вопросы для обсуждения
1. Учитель как субъект педагогического труда.
2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога. Общие и специальные педагогические способности.
|
|
3. Направленность личности учителя.
4. Профессиональная «Я-концепция учителя».
5. Влияние профессии на поведение и личность педагога.
6. Психологические основы педагогического такта.
7. Агрессивность педагога.
8. Феномен эмоционального выгорания.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие индивидуальные свойства (задатки) обеспечивают предрасположенность человека к педагогической деятельности, его готовность и включаемость в нее?
2. В любом виде труда требуется не одна, а комплекс способностей. Ниже дан перечень способностей, важных для профессии педагога. Определите, какие из них являются относительно общими, а какие – относительно специальными:
а) творческое отношение к труду;
б) высокий уровень умственных способностей;
в) способность понимать внутреннее состояние другого человека;
в) организаторские способности;
г) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;
д) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;
е) способность заражать других своим отношением к делу.
3. Наблюдая за педагогами в разных видах профессиональной деятельности, определите, какие необходимые педагогические способности развиты, а какие – нет?
4. Какова может быть мотивация к выбору профессии учителя?
5. Каковы индивидуальные стили деятельности учителя?
6. Каковы составляющие педагогического профессионального самосознания?
7. Перечислите требования к педагогу, которые выдвигает один из основателей гуманистического подхода в образовании К. Роджерс.
8. Каковы причины «эмоционального сгорания» педагогов?