Факторы социализации и формирования личности» (4 часа)
Цель – раскрыть роль деятельности в развитии личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Факторы и условия развития личности.
2. Сущность социализации, ее факторы, стадии социализации.
3. Воспитание и формирование личности как общественное явление.
4. Обучение как общественное явление и его роль в развитии личности.
Рекомендуемая литература:
1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2008.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.
5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
Задания:
1. Каковы движущие сипы развития личности?
2. Назовите процессы социализации и раскройте их сущность.
3. Каковы стадии социализации и как они соотносятся со стадиями социального развития личности?
4. Что означают понятия «развитие» и «формирование личности»?
5. В чем состоит сущность научных идей о роли среды, наследственности и воспитания в развитии и формировании личности?
6. Дайте характеристику факторов социализации и формирования личности.
7. Почему деятельность является ведущим фактором формирования личности?
8. Какое место в структуре процесса формирования личности занимает самовоспитание?
Вопросы для самоконтроля
1. Каково значение макро-, мезо- и микрофакторов в развитии личности?
2. В чем заключаются основные противоречия, ведущие к развитию личности на разных этапах ее жизненного пути?
3. Кто из отечественных психологов основательно раскрыл значение развития личности?