- это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому, что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, особенности проведения педагогической мастерской;
- не дать знания по конкретному предмету или теме, а представить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
- не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
- не сформировать умение, а помочь выбрать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.
Педагогическая мастерская ставит следующие задачи:
- личностного саморазвития;
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;
- культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;
|
|
- социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Принципы и правила проведения мастерской:
- Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
- Право каждого участника на ошибку.
- Безопасность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
- Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
- право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
- право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
- право участвовать на этапе предъявления результата.
- Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.
- Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
- Диалоги участников мастерской:
- диалог с самим собой;
- диалог с научным или художественным авторитетом.
- Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
- Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
Этапы педагогической мастерской:
1.Внутренняя мотивация (Актуализация знаний участников по заданной теме. Создание мотивирующих ситуаций: игра, просмотр сюжета, вопросы с целью выяснения ожиданий участников.)
2. Творческий процесс (изготовление каждым участником творческого продукта).
3. Получение творческого продукта.
4. Рефлексивный (каждый участник говорит о достигнутом результате: что изначально хотел, что в наличии получил, где расхождения).
5. Коррекция своей деятельности (изменение участником ситуации или «новый путь». Выход на новую образовательную задачу по коррекции своей деятельности с указанием срока исполнения).
6. Создание нового продукта (получение изначально задуманного творческого продукта)
Приложение № 2