Введение

В. И. БАРАБАШ, В. С. ШКРАБАК

ПСИХОЛОГИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Учебное пособие

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1996

В.И. БАРАБАШ

В.С. ШКРАБАК

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Р е ц е н з е н т ы: зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургской лесотехнической академии, ЗДНТ РФ, д. т. н., профессор, академик МАНЭБ О. М. Русак; зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербуржского Государственного университета технологии и дизайна, д. т. н., профессор, академик МАМЭБ В. И. Кузьмин.

В учебном пособии излагаются эргономические аспекты безопасности труда, рассмотрены технические и психологические проблемы безопасности, психология безопасности в промышленности, физический, психический и интоксикационный генез утомления, экономико-психологические проблемы автоматизации, обеспечение надежности водителей автотранспорта, эргономико-психологические проблемы в сельском хозяйстве, психологические и эргономические аспекты безопасности труда лиц, работающих с видеотерминалами, психология безопасности труда операторов атомных станций, психология руководства массами в чрезвычайных ситуациях.

Пособие предназначено для лиц, занимающихся эргономическими проблемами безопасности (аспирантов, слушателей ФПК). Оно будет полезно также студентам специальности «безопасность жизнедеятельности».

Допущено Главным управлением высших учебных заведений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений по специальности «Безопасность жизнедеятельности».

© С.-ПГАУ, 1995


Самое ценное, самое основное богатство страны – люди и сохранение здоровья людей, их работоспособности – один из самых необходимых и благородных видов деятельности.

М. И. Калинин

ВВЕДЕНИЕ

Для русского народа, людей России тысячелетие существовало понятие «Здравствуйте», употребляемое при встрече со всеми людьми. Большей ценности для человека, чем жизнь, не существует. Вековой биологической жизнью человек был приспособлен к естественной бытовой среде. Развитие же человечества связано с более глубоким освоением природы и научно-техническим прогрессом.

По закону философии и жизни в каждом положительном явлении должно быть и отрицательное. Создание транспорта, электричества, атомной энергии и т. п. для человечества необходимо, научные открытия служат людям, но и усложняют воздействие окружающих явлений на человека. Жизнь требует научного изучения технических и энергетических внедрений и разработки необходимых средств защиты.

На раннем этапе защита осуществлялась в форме образного выражения «надеть намордники на машины». Однако практика показала, что абсолютно безопасных производств в принципе не существует. И по мере развития науки в ней все большее место занимают проблемы обеспечения безопасности человека в процессе труда. В 1906 г. в Петербургском политехническом институте началось обучение специалистов по безопасности труда, а в 1938 г. уже была создана первая кафедра по технике безопасности и противопожарной защите.

С этого времени в нашей стране получила широкое значение научная, организационная, техническая и воспитательная деятельность по сохранению жизни и здоровья людей в процессе труда. Уже на этом пути была видна не только гуманитарность деятельности по сохранению жизни и трудоспособности людей, но и несомненная ее экономическая выгода.

Уделение большого внимания рассматриваемой проблеме показало ее многостороннее значение и наряду с техническими решениями проблемы безопасности труда начали использоваться медицинские профилактические мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья людей.

Создание науки по охране труда показало ее актуальность и эффективность. На производствах было внедрено более 250 тысяч специалистов. В течение 20 лет охрана труда не только разработала многосторонние технические и медицинские аспекты, но и раскрыла значение проблемы обеспечения безопасности не только в процессе труда, учебы и т. д., но и в повседневной жизни и деятельности людей.

На основе гуманитарного отношения к науке и учебным процессам Ленинградских институтов: Политехнического, Лесного, Сельскохозяйственного и их представителей в области охраны труда В.Е. Барабаша, О.Н. Русака, В.С. Шкрабака и других ученых поднята проблема безопасности деятельности человека (жизнедеятельности). Актуальность проблемы была ясна и поддержана ленинградскими и московскими учеными и с 1989 г. официально внедрены в Вузах, а затем и в школах курсы обучения проблеме безопасности жизнедеятельности.

Важность этой проблемы, признанной наукой, не только в сохранении здоровья и жизни людей в быту и на производст­ве, но и в необходимости изучения многосторонних аспектов безопасности жизни, здоровья, интеллекта, а также сохране­ния и совершенствования генофонда людей.

Обучение в высшем учебном заведении любого профиля требует освоения знаний не только в области изучаемой про­фессии, но в широком объеме проблемы безопасности. Без этих знаний человек не соответствует понятию о наличии у него высшего образования. Исходя из этой проблемы, в Санкт-Петербургском государственном аграрном университе­те не только осуществляется обучение проблемам безопасно­сти жизнедеятельности всех специалистов, но и внедряется в учебный процесс подготовка лиц – специалистов в области бе­зопасности жизнедеятельности.

Наряду с многодесятилетним опытом обучения специали­стов сельского хозяйства имеется достаточный объем научных знаний по проблемам технического обеспечения безопасности труда. Однако опыт и более широкий объем знаний по проб­лемам безопасности труда и жизнедеятельности ставит зада­чу освещения проблемы психологии безопасности труда и жизни, разработки этих процессов и внедрения их в курс обучения. Имеющиеся данные по научному освещению и практи­ческому внедрению этой проблемы излагаются в читаемом Вами учебном пособии.

Должны полезные орудия

Служить поэзии без ропота –

Иначе прекратятся люди,

А уцелеют только роботы.

Н. Глазков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: