double arrow
I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Войны всеми народами мира считаются основной траге­дией человечества. Однако есть и другие средства уничтоже­ния людей. В нашем столетии в мире в войнах убито более 100 млн. человек, а от травм на земле погибло людей в три раза больше; имеются и многие другие причины гибели лю­дей.

С 1990 г. в нашей стране официально оформилось науч­ное направление: безопасность жизнедеятельности. Основы его излагаются в школе, а более углубленно его содержание рассматривается при изучении в высших и средних учебных заведениях.

Безопасность жизнедеятельности направлена на сохране­ние здоровья, жизни людей, а в более широком смысле – на сохранение и развитие генофонда народов. Основу жизни че­ловека составляет повседневность, питание, труд и отдых. По имеющимся данным в 1991 г. в Союзе неестественной смертью погибло 673 тысячи человек, из них на производстве – 14,4 тысячи.

Без труда человек не может существовать, В процессе тру­да он общается с природой, совершенствуя ее или уничто­жая. Сам труд делает человека физически сильным, интел­лектуально развитым, внутренне богатым и формирует спо­собности личности. М. Горький писал: «Именно в труде и только в труде велик человек, чем горячей его любовь к труду, тем величественнее и он сам». Ничто не делает чело­века физически сильным и мудрым, как сила труда индивидуального и общественного. Счастлив человек, с детских лет усвоивший веру в светлое дело труда. Счастливы отцы и ма­тери, передавшие эту веру своим детям.




Без труда не только атрофируются органы человека, но и личность. Развитие человечества идет по пути перехода от физического труда к интеллектуальному (психическому). На­учно-технический прогресс облегчая физическую нагрузку, по мере совершенствования при определенных видах труда сни­жает и объем интеллектуальной деятельности. Это является для человека неблагоприятным.

Гуманность человечества и государства впервые крупно проявилась созданием науки – техника безопасности. Путем технических решений обеспечивалась максимальная возмож­ность защитить человека от физических воздействий орудий труда и других средств. Созданная в 1938 г. структура обуче­ния в виде техники безопасности была в 1962 г. заменена на охрану труда. В ней уже большое внимание уделялось меди­ко-профилактическим мероприятиям в процессе трудовой дея­тельности. Созданный же в 1989 г. курс «Безопасность жизне­деятельности» представляет более широкий объем защиты здоровья людей, как на производстве, так и в быту.



В структуре новых направлений этого курса особого вни­мания заслуживает рассмотрение проблем психологии, как в объеме безопасности жизнедеятельности, так и в содержании курса безопасности труда. Более 20 лет назад человечеству было известно: «причиной примерно 80% травм (в мировом масштабе) было поведение самих пострадавших» [1]. Сократ говорил: «Перестану изучать неживую природу и займусь изучением того, почему человек знает, что такое плохо и все-таки делает».

Ведущая роль человека в обеспечении безопасности тру­да была известна людям давно. В России Петр I в своих ука­заниях по отбору лиц, обучающихся в военно-учебных заведе­ниях, писал: «У новопришедшего ученика отведать память и остроумие, а если окажется весьма туп он, не принимать в корпус, а иначе возымеет о себе мнение, что он весьма умный, необходимо знать, что горше бездельников нет. Буде же по­кажется детина непобедимой злобы, клеветник, до драки ско­рый, выслать из корпуса чтобы бешеному меча не давать».

Проведенное изучение актуальности этих проблем позво­лило нам в 1980 г. в ЛПИ создать курс «Психология безопас­ности труда» в объеме 38 часов. В настоящее время эта тема в учебном процессе по проблеме обеспечения безопасности труда становится все более актуальной и активной.

Если бы человек построил себе совершенный только с точки зрения инженерии мир, то может быть все-таки прогресс свелся к нулю.

Л.В. Луначарский






Сейчас читают про: