Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Характерологические особенности личности и аварийность




На V конференции по психотехнике немецкий ученый К. Марбе заявил: «Как рождается талантливый музыкант, так рождается и травматик, несчастливец по природе – человек, с которым везде и при любых условиях будут случаться несчастья и который часто сам виновен в этом».

Специалист в области психологии безопасности деятельности М.А. Котик в своих трудах неоднократно подчеркивает идею, что наличие у человека неблагоприятных природных качеств к безопасной работе не дает оснований ставить на нем клеймо «травматика», который будет попадать в несчаст­ные случаи.

О фатальной подверженности человека к несчастным слу­чаям в принципе не может идти речи. Это игра слов и увод людей от основной идеи «бешеному человеку оружия в руки не давать». А ведь транспортный самолет, атомная станция – это косвенное оружие и лица с психическими, физиологиче­скими и физическими дефектами не могут быть летчиками, управлять энергосистемами идругими видами деятельности, где ошибка ведет к массовой катастрофе. М.Л. Котик приво­дит мысль, что люди с сильной нервной системой способны спокойнее и более продуктивно действовать вэкстремальных условиях, чем люди со слабой нервной системой,

Однако, по его мнению, лица со слабой нервной системой вырабатывают компенсаторные механизмы в форме повышен­ной чувствительности, высокой осмотрительности, старатель­ности. И эти люди действуют надежнее и безопаснее в мини­мальном и оптимальном режиме, чем люди сильного типа.

Изложенный материал представляет исключительный, еди­ничный, случай. А жизненная практика и психологическая на­ука дает все основания для основного заключения, что пере­делать нервную систему в сильную невозможно; в практике нет компенсаторных психических механизмов, обеспечиваю­щих безопасную и своевременную деятельность людей с нерв­но-психической неустойчивостью в критических и напряжен­ных ситуациях.

Д. Клебельсберг, говоря о склонности водителя к соверше­нию дорожно-транспортных происшествий, подчеркивает, что эти лица предрасположены не только к несчастным случаям, но и к конфликтам. А в экспертном и профилактическом дей­ствии следует изменить последовательность приведенных дан­ных; предрасположенные к конфликтам люди могут допус­кать несчастные случаи, т. е. различные аварийные ситуации.

К автомобильным авариям предрасположены лица, имею­щие, по мнению Д. Клебельсберга, следующие биографиче­ские данные: - происхождение из семьи, где частые конфликты;

- ненормальное поведение в школе (плохая учеба, низкие способности, конфликты с учениками и учителями);

- сложности в производственной деятельности, слабый уровень знании, конфликты с начальством, сотрудниками, частая смена видов работ и профессий;




- неполадки в семье (несчастливый брак, плохие отношения, разводы, финансовые и бытовые трудности).

В печати приводятся данные, дающие основания оценит личность как склонную к несчастным случаям в биту и на производстве – это:

- неуважение к нормам, правилам, безразличное отношение к общественному мнению, к людям, безответственность, стремление к свободе поведения;

- склонность к конфликтам, несерьезность, агрессивность по отношению к окружающим, нетерпимость к их мнению и поведению, несовпадающим с желаемым;

- чрезмерная самоуверенность, стремление выделяться, эгоцентризм, импульсивность, беспечность, ветреность, скованность, неуверенность в себе, подозрительность;

- низкая способность к установлению связей между отдельными факторами, их обобщению, к подчинению, самоконтролю, приспособленность к ситуации;

- повышенная авантюрность, склонность к риску или, наоборот, сильная боязнь неудачи, нерешительность. Наряду с психологией поведения важными являются признаки характерологические и психологические; необходимо учитывать и биологическую основу:

- физическое развитие, отсутствие выраженных дефектов;

- уравновешенность характера;

- наличие хронических и частота острых заболеваний;

- степень интеллектуальной основы;

- психические отклонения и болезни.

Практика показывает, что наряду с перечисленными критериями особое значение имеет продолжительность работы че­ловека. Уже в 30 году психотехники М.Б. Михайлов и Н.С. Оральников, психолог А. Анастизм отметили зависи­мость частоты аварийности и травматизма от возраста людей и производственного стажа. Наиболее часто несчастные случаи наблюдаются у молодежи в связи с поверхностным отноше­нием к производству, недооценкой опасности труда. Сообща­лось также и о высокой опасности травматизма лиц с очень малым производственным стажем. Проведенные нами исследования причин травматизма и гибели людей в Ле­нинградской электроэнергетической системе показали, что в течение 30 лет произошло 50% несчастных случаев у лиц молодых и в течение первого года работы после периода профессионального обучения. Но следует иметь в виду и второй факт. Из общего числа несчастных случаев 30% произошло у лиц со стажем работы более 15 лет. Аварийность и несчаст­ные случаи у начинающих работать связаны с их молодостью и легкомысленным отношением к обеспечению осторожности действий. Как говорили руководители, пока человека не испу­гает аварийность (удар электричества), он серьезно не оце­нивает возможность опасности.



Частота несчастных случаев у лиц, много лет проработав­ших на опасном производстве, связана с адаптацией (привы­канием) к условиям труда и недооценкой возможности не­счастных случаев в связи с тем, что их не было уже многие годы.

Приведенные данные дают основания для более активной воспитательно-профилактической работы в течение первых лет с лицами, начавшими трудиться по избранной специаль­ности. Активность мероприятий по разрешению необходимо­сти быть осторожными в процессе труда должна осуществ­ляться и при инструктажах лиц, имеющих многие годы (де­сятилетия) работы и привыкших к опасностям.





Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 483; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8831 - | 7639 - или читать все...

Читайте также:

 

3.235.66.217 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.