На V конференции по психотехнике немецкий ученый К. Марбе заявил: «Как рождается талантливый музыкант, так рождается и травматик, несчастливец по природе – человек, с которым везде и при любых условиях будут случаться несчастья и который часто сам виновен в этом».
Специалист в области психологии безопасности деятельности М.А. Котик в своих трудах неоднократно подчеркивает идею, что наличие у человека неблагоприятных природных качеств к безопасной работе не дает оснований ставить на нем клеймо «травматика», который будет попадать в несчастные случаи.
О фатальной подверженности человека к несчастным случаям в принципе не может идти речи. Это игра слов и увод людей от основной идеи «бешеному человеку оружия в руки не давать». А ведь транспортный самолет, атомная станция – это косвенное оружие и лица с психическими, физиологическими и физическими дефектами не могут быть летчиками, управлять энергосистемами идругими видами деятельности, где ошибка ведет к массовой катастрофе. М.Л. Котик приводит мысль, что люди с сильной нервной системой способны спокойнее и более продуктивно действовать вэкстремальных условиях, чем люди со слабой нервной системой,
|
|
Однако, по его мнению, лица со слабой нервной системой вырабатывают компенсаторные механизмы в форме повышенной чувствительности, высокой осмотрительности, старательности. И эти люди действуют надежнее и безопаснее в минимальном и оптимальном режиме, чем люди сильного типа.
Изложенный материал представляет исключительный, единичный, случай. А жизненная практика и психологическая наука дает все основания для основного заключения, что переделать нервную систему в сильную невозможно; в практике нет компенсаторных психических механизмов, обеспечивающих безопасную и своевременную деятельность людей с нервно-психической неустойчивостью в критических и напряженных ситуациях.
Д. Клебельсберг, говоря о склонности водителя к совершению дорожно-транспортных происшествий, подчеркивает, что эти лица предрасположены не только к несчастным случаям, но и к конфликтам. А в экспертном и профилактическом действии следует изменить последовательность приведенных данных; предрасположенные к конфликтам люди могут допускать несчастные случаи, т. е. различные аварийные ситуации.
К автомобильным авариям предрасположены лица, имеющие, по мнению Д. Клебельсберга, следующие биографические данные: - происхождение из семьи, где частые конфликты;
- ненормальное поведение в школе (плохая учеба, низкие способности, конфликты с учениками и учителями);
- сложности в производственной деятельности, слабый уровень знании, конфликты с начальством, сотрудниками, частая смена видов работ и профессий;
|
|
- неполадки в семье (несчастливый брак, плохие отношения, разводы, финансовые и бытовые трудности).
В печати приводятся данные, дающие основания оценит личность как склонную к несчастным случаям в биту и на производстве – это:
- неуважение к нормам, правилам, безразличное отношение к общественному мнению, к людям, безответственность, стремление к свободе поведения;
- склонность к конфликтам, несерьезность, агрессивность по отношению к окружающим, нетерпимость к их мнению и поведению, несовпадающим с желаемым;
- чрезмерная самоуверенность, стремление выделяться, эгоцентризм, импульсивность, беспечность, ветреность, скованность, неуверенность в себе, подозрительность;
- низкая способность к установлению связей между отдельными факторами, их обобщению, к подчинению, самоконтролю, приспособленность к ситуации;
- повышенная авантюрность, склонность к риску или, наоборот, сильная боязнь неудачи, нерешительность. Наряду с психологией поведения важными являются признаки характерологические и психологические; необходимо учитывать и биологическую основу:
- физическое развитие, отсутствие выраженных дефектов;
- уравновешенность характера;
- наличие хронических и частота острых заболеваний;
- степень интеллектуальной основы;
- психические отклонения и болезни.
Практика показывает, что наряду с перечисленными критериями особое значение имеет продолжительность работы человека. Уже в 30 году психотехники М.Б. Михайлов и Н.С. Оральников, психолог А. Анастизм отметили зависимость частоты аварийности и травматизма от возраста людей и производственного стажа. Наиболее часто несчастные случаи наблюдаются у молодежи в связи с поверхностным отношением к производству, недооценкой опасности труда. Сообщалось также и о высокой опасности травматизма лиц с очень малым производственным стажем. Проведенные нами исследования причин травматизма и гибели людей в Ленинградской электроэнергетической системе показали, что в течение 30 лет произошло 50% несчастных случаев у лиц молодых и в течение первого года работы после периода профессионального обучения. Но следует иметь в виду и второй факт. Из общего числа несчастных случаев 30% произошло у лиц со стажем работы более 15 лет. Аварийность и несчастные случаи у начинающих работать связаны с их молодостью и легкомысленным отношением к обеспечению осторожности действий. Как говорили руководители, пока человека не испугает аварийность (удар электричества), он серьезно не оценивает возможность опасности.
Частота несчастных случаев у лиц, много лет проработавших на опасном производстве, связана с адаптацией (привыканием) к условиям труда и недооценкой возможности несчастных случаев в связи с тем, что их не было уже многие годы.
Приведенные данные дают основания для более активной воспитательно-профилактической работы в течение первых лет с лицами, начавшими трудиться по избранной специальности. Активность мероприятий по разрешению необходимости быть осторожными в процессе труда должна осуществляться и при инструктажах лиц, имеющих многие годы (десятилетия) работы и привыкших к опасностям.