Характерологические особенности личности и аварийность

На V конференции по психотехнике немецкий ученый К. Марбе заявил: «Как рождается талантливый музыкант, так рождается и травматик, несчастливец по природе – человек, с которым везде и при любых условиях будут случаться несчастья и который часто сам виновен в этом».

Специалист в области психологии безопасности деятельности М.А. Котик в своих трудах неоднократно подчеркивает идею, что наличие у человека неблагоприятных природных качеств к безопасной работе не дает оснований ставить на нем клеймо «травматика», который будет попадать в несчаст­ные случаи.

О фатальной подверженности человека к несчастным слу­чаям в принципе не может идти речи. Это игра слов и увод людей от основной идеи «бешеному человеку оружия в руки не давать». А ведь транспортный самолет, атомная станция – это косвенное оружие и лица с психическими, физиологиче­скими и физическими дефектами не могут быть летчиками, управлять энергосистемами идругими видами деятельности, где ошибка ведет к массовой катастрофе. М.Л. Котик приво­дит мысль, что люди с сильной нервной системой способны спокойнее и более продуктивно действовать вэкстремальных условиях, чем люди со слабой нервной системой,

Однако, по его мнению, лица со слабой нервной системой вырабатывают компенсаторные механизмы в форме повышен­ной чувствительности, высокой осмотрительности, старатель­ности. И эти люди действуют надежнее и безопаснее в мини­мальном и оптимальном режиме, чем люди сильного типа.

Изложенный материал представляет исключительный, еди­ничный, случай. А жизненная практика и психологическая на­ука дает все основания для основного заключения, что пере­делать нервную систему в сильную невозможно; в практике нет компенсаторных психических механизмов, обеспечиваю­щих безопасную и своевременную деятельность людей с нерв­но-психической неустойчивостью в критических и напряжен­ных ситуациях.

Д. Клебельсберг, говоря о склонности водителя к соверше­нию дорожно-транспортных происшествий, подчеркивает, что эти лица предрасположены не только к несчастным случаям, но и к конфликтам. А в экспертном и профилактическом дей­ствии следует изменить последовательность приведенных дан­ных; предрасположенные к конфликтам люди могут допус­кать несчастные случаи, т. е. различные аварийные ситуации.

К автомобильным авариям предрасположены лица, имею­щие, по мнению Д. Клебельсберга, следующие биографиче­ские данные: - происхождение из семьи, где частые конфликты;

- ненормальное поведение в школе (плохая учеба, низкие способности, конфликты с учениками и учителями);

- сложности в производственной деятельности, слабый уровень знании, конфликты с начальством, сотрудниками, частая смена видов работ и профессий;

- неполадки в семье (несчастливый брак, плохие отношения, разводы, финансовые и бытовые трудности).

В печати приводятся данные, дающие основания оценит личность как склонную к несчастным случаям в биту и на производстве – это:

- неуважение к нормам, правилам, безразличное отношение к общественному мнению, к людям, безответственность, стремление к свободе поведения;

- склонность к конфликтам, несерьезность, агрессивность по отношению к окружающим, нетерпимость к их мнению и поведению, несовпадающим с желаемым;

- чрезмерная самоуверенность, стремление выделяться, эгоцентризм, импульсивность, беспечность, ветреность, скованность, неуверенность в себе, подозрительность;

- низкая способность к установлению связей между отдельными факторами, их обобщению, к подчинению, самоконтролю, приспособленность к ситуации;

- повышенная авантюрность, склонность к риску или, наоборот, сильная боязнь неудачи, нерешительность. Наряду с психологией поведения важными являются признаки характерологические и психологические; необходимо учитывать и биологическую основу:

- физическое развитие, отсутствие выраженных дефектов;

- уравновешенность характера;

- наличие хронических и частота острых заболеваний;

- степень интеллектуальной основы;

- психические отклонения и болезни.

Практика показывает, что наряду с перечисленными критериями особое значение имеет продолжительность работы че­ловека. Уже в 30 году психотехники М.Б. Михайлов и Н.С. Оральников, психолог А. Анастизм отметили зависи­мость частоты аварийности и травматизма от возраста людей и производственного стажа. Наиболее часто несчастные случаи наблюдаются у молодежи в связи с поверхностным отноше­нием к производству, недооценкой опасности труда. Сообща­лось также и о высокой опасности травматизма лиц с очень малым производственным стажем. Проведенные нами исследования причин травматизма и гибели людей в Ле­нинградской электроэнергетической системе показали, что в течение 30 лет произошло 50% несчастных случаев у лиц молодых и в течение первого года работы после периода профессионального обучения. Но следует иметь в виду и второй факт. Из общего числа несчастных случаев 30% произошло у лиц со стажем работы более 15 лет. Аварийность и несчаст­ные случаи у начинающих работать связаны с их молодостью и легкомысленным отношением к обеспечению осторожности действий. Как говорили руководители, пока человека не испу­гает аварийность (удар электричества), он серьезно не оце­нивает возможность опасности.

Частота несчастных случаев у лиц, много лет проработав­ших на опасном производстве, связана с адаптацией (привы­канием) к условиям труда и недооценкой возможности не­счастных случаев в связи с тем, что их не было уже многие годы.

Приведенные данные дают основания для более активной воспитательно-профилактической работы в течение первых лет с лицами, начавшими трудиться по избранной специаль­ности. Активность мероприятий по разрешению необходимо­сти быть осторожными в процессе труда должна осуществ­ляться и при инструктажах лиц, имеющих многие годы (де­сятилетия) работы и привыкших к опасностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: