Структура психологии безопасности труда

Причин гибели людей много. Если учесть все несчастные случаи в мире, связанные с использованием машин, оборудо­вания, технических устройств, то число ежегодно страдающих от них составляет 10 млн. человек, причем полмиллиона гибнет. [7]

Научно-технический прогресс, повышая эффективность производства и облегчая труд, решает неотложные общественные проблемы. Развитие техники представляет главный рычаг создания материально-технической базы государства. К управлению сложными системами привлекается все большее число людей, усложняются функции управления, контроля и прогнозирования, ведущие к повышению психологической нагрузки на человека. Происходящие изменения труда требуют совершенствования и человеческих отношений. «История промышленности и возникшее предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией».

«В некоторых странах, в том числе в США, – писал П. Винер, – заметна тенденция к «обожествлению» машин, к попытке приписать им такие возможности, которыми они действительности не обладают. В этом заключается большая опасность». [12]

В сложном комплексе проблем, решаемых психологией труда, особое место занимают вопросы обеспечения безопасности труда. Психология безопасности труда призвана составить неотъемлемое звено в структуре современного руководства производством.

Проблемы аварийности и травматизма на современном производстве невозможно разрешить только инженерными методами. Часто причиной травматизма выступают не опасные условия труда, а опасные действия специалиста. Опыт свидетельствует, что нередко в основе аварийности и травматизма лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины, слабое воспитание производственной дисциплины, недостаточная установка специалиста на соблюдение техники безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, пребывание людей в состоянии утомления или особом психическом состоянии.

В литературе имеется определение психологии безопасности как «отрасли психологической науки, изучающей психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения их безопасности». В организационно-методическом аспекте конкретизация задач по предупреждению несчастных случаев правомерна, но современные виды труда могут оказывать длительное отрицательное действие и вести к ряду заболеваний, профилактика которых за­ключается в создании безопасных форм и режимов труда с учетом психологии человека. В этом отношении является пра­вильным суждение И. Балинт, М. Мурани: «Психология без­опасности труда – это применение психологических знаний в области охраны труда». [13]

Исследование причин производственного травматизма в нашей стране и за рубежом показало, что от 60 до 90% травм в промышленности и на транспорте происходит по вине че­ловека. [14]

Проведенное нами в 1976 – 1979 гг. изучение аварийности в энергосистемах выявило, что от 7 до 36% аварий в месяц связано с ошибочными действиями обслуживающего персона­ла, а частичная отрицательная роль психологических факто­ров в аварийности и травматизме прослеживалась в 73% случаев.

Рассматривая причины роста травматизма в связи с чело­веческими факторами, необходимо указать, что развитие тех­ники опережает психологические мероприятия по защите от ее опасных и вредных воздействий. Распространение техниче­ских средств в промышленности и отсутствие необходимой информации об их опасности и соответствующего воспитания порождает, особенно у молодежи, адаптацию к техническим факторам опасности.

Перед психологией безопасности ставится задача обобщения опыта организации безопасных форм труда, совершенствования структуры комплекса «человек-машина», обучения и воспитания трудящихся и на этой основе создание типичных методов и форм управления безопасностью производственных систем. В организационном отношении психологию безопас­ности труда следует рассматривать как неотъемлемую часть управления трудовым процессом.

С позиции сегодняшнего дня, очевидно, что вопросы науч­ной организации труда и управления безопасностью труда не­возможно решать, не опираясь на данные эргономики, техни­ческих достижений, психологии и других дисциплин, решаю­щих вопросы сохранения здоровья и жизни людей в процес­се труда.

Усложнение производственных процессов, конкретизация управления производством, рост цены ошибки оператора, т. е. экономического ущерба при аварии, и возрастание требова­нии к обеспечению безопасности труда выдвигают важное направление психологии безопасности: проблему психической надежности оператора[*].

От ошибочных действий оператора происходят не только аварии с потерей крупных материальных ценностей, но и аварии, связанные с травматизмом и гибелью людей. По имеющимся данным, в США от несчастных случаев ежедневно погибало 55 человек и 8500 становилось инвалидами. Проблема снижения производственного травматизма актуальна и для нашей страны. «Психические состояния человека и травматизм» составляют основу психологии безопасности труда. В решении этой проблемы имеет особое значение роль личности, ее социальной направленности, степени профессиональной обученности, индивидуальных особенностей для решения проблем безопасности. Психологией безопасности труда рассматриваются психические процессы, психические свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. Основываясь на методологических требованиях о том, что психология безопасности труда охватывает все аспекты охраны труда, вопросы динамики оператора в течение дня, деятельности человека в условиях различных ритмов труда, специфики трудовых процессов в условиях механизации и автоматизации должны рассматриваться не только с позиции обеспечения безопасности труда, но и с учетом продления профессионального долголетия специалистов.

Труд в нашем обществе из физического все более становится психическим (интеллектуальным, эмоционально насыщенным). Основной профессией выступает операторская деятельность по управлению машинами и комплексами машин. Изучение психологических и психофизиологических аспектов операторской деятельности поможет разработать основные проблемы организации эффективного труда операторов и профилактики ошибочных действий, производственного утомления, особенно его тяжелых форм, ведущих к развитию профессиональных неврозов. О важности этого направления свидетельствуют данные Международного объединения профсоюзов, отмечающего, что более 40% персонала механизированных учреждений в западных странах страдает различными нервно-психическими расстройствами. [15]


Рис.1. Структура психологии безопасности труда

Все большую остроту приобретают психологические проблемы в связи с расширением методов опосредованного, дистанционного управления производственными процессами, машинами и системами машин. Рассмотрение перечисление вопросов психологии безопасности труда позволяет дать знания инженерам по проблемам оптимального конструирования машин и организации производственного процесса.

Содержание вопросов психологии, относящихся к проблемам безопасности труда, может меняться в зависимости от организации и характера производства, структуры работающего персонала, степени важности работы, опасности ее для человека и других производственных факторов. Общая схема структуры психологии безопасности труда представлена на рис.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: