Исследование эмоциональной устойчивости человека. Тест-шкала самооценки. Для контроля состояния водителей необходимы критерии, характеризующие нервно-психическую устойчивость. Одним и старых и довольно эффективных методов является субъективная оценка обследуемым своего состояния. несмотря на недостатки метода самооценки (требуется искренность, умение разобраться в себе, объективно изложить свои ощущения), он дает основание делать заключение о личностных особенностях обследуемых. В практике и учения личности широко применяется шкала самооценки (табл. 1п), позволяющая определить уровень тревожности человека в момент обследования (реактивная тревожность, РТ) и уровень тревожности как устойчивой черты личности (личностная тревожность, ЛТ). Тревожность – биологически и социально необходимое явление, обеспечивающее реакцию человека на изменение окружающей среды и адаптации к ней. Каждому человеку присущ свой уровень тревожности. В рамках профотбора следует считать отрицательными лишь крайние варианты уровня тревожности, т. е. чрезмерно высокую или резко пониженную.
|
|
Исследование начинается с того, что испытуемому предлагают прочесть инструкцию, дают пояснения и убеждаются в том, что обследуемый правильно понял указания. Сообщают, что первая часть вопросов предусматривает изучение состояния обследуемого в момент обследования, а вторая часть дает ответы на вопросы, характеризующие постоянные свойства личности.
Т а б л и ц а 1п. Шкала самооценки
№ п/п | Состояние | Нет, это совсем не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
Я спокоен | |||||
Мне ничто не угрожает | |||||
Я нахожусь в напряжении | |||||
Я испытываю сожаление | |||||
Я чувствую себя свободно | |||||
Я расстроен | |||||
Меня волнуют возможные неудачи | |||||
Я чувствую себя отдохнувшим | |||||
Я встревожен | |||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||
Я уверен в себе | |||||
Я нервничаю | |||||
Я не нахожу себе места | |||||
Я взвинчен | |||||
Я не чувствую скованности, напряженности | |||||
Я доволен | |||||
Я озабочен | |||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | |||||
Мне радостно | |||||
Мне приятно | |||||
Я испытываю удовольствие | |||||
Я быстро устаю | |||||
Я легко могу заплакать | |||||
Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | |||||
Я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | |||||
Я чувствую себя бодрым | |||||
Я спокоен, хладнокровен и собран | |||||
Ожидаемые трудности очень тревожат меня | |||||
Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
Я вполне счастлив | |||||
Я принимаю все слишком близко к сердцу | |||||
Мне не хватает уверенности в себе | |||||
Я чувствую себя в безопасности | |||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | |||||
У меня бывает хандра | |||||
Я доволен | |||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | |||||
Я – уравновешенный человек | |||||
Меня охватывает сильное беспокойство, когда думаю о своих делах и заботах |
В зависимости от задач исследования (оценка состояния при осмотре, общая оценка личностных свойств) предлагается заполнить первую или вторую часть шкалы самооценки или обе части РТ – пункты 1 – 20; ЛТ – пункты 21 – 40
|
|
При инструктаже указывается: в шкале самооценки зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент (РТ); над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет; при определении ЛТ зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно.
Обработка таблиц (результатов исследования). Показатели РТ к ЛТ подсчитываются по отдельным формулам:
РТ = Σ1 – Σ2 + 50,
где Σ1 – сумма зачеркнутых на бланке цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Σ2 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
ЛТ = Σ3 – Σ4 + 35,
где Σ3 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Σ4 – сумма остальных цифр 21, 26. 27, 30, 33, 36, 39.
Рекомендуются следующие критерии оценки: 30 и менее – низкий уровень тревожности; 31 – 45 – умеренный уровень тревожности, 46 и более – высокий уровень. С позиций психической надежности оператора в критической ситуации, лица с низким уровнем тревожности рассматриваются как склонные к недооценке конкретной обстановки и к действиям с запозданием (оставленная реакция). Лица с высоким уровнем тревожности обычно реагируют на изменение обстановки быстро, но необычайно бурно (аффективно), что может вести к ошибочным (паническим) действиям и, следовательно, к авариям и травматизму.
Лица с высоким уровнем тревожности склонны к проявлению состояния сильного волнения в ситуациях оценки их компетентности, подготовленности и престижа. В процессе труда и воспитательной работы с такими людьми рекомендуется сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам, а также на формирование чувства уверенности в успехе.
Люди с низким уровнем тревожности, наоборот, требуют пробуждения активности личности, большего внимания и мотивации деятельности, возбуждения заинтересованности и чувства ответственности, акцентирования внимания общественной и личной значимости и необходимости решения тех или иных задач.
Высказанные положения относятся как к саморегуляции, так и к индивидуальному подходу в руководстве другими людьми.
Оценка динамики состояния тревожности. При необходимости оценки изменения тревожности в течение дня (смены) может быть использован сокращенный вариант шкалы (табл. 2п).
|
|
Т а б л и ц а 2п. Шкала самооценки для изучения динамики состояния тревожности
Состояние | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
Я чувствую себя свободно | ||||
Я нервничаю | ||||
Я не чувствую скованности | ||||
Я доволен | ||||
Я озабочен |
Расчеты РТ выполняются по формуле
РТ = Σ5 – Σ6 + 15,
где Σ5 – сумма вычеркнутых цифр по пунктам шкалы 2, 5; Σ6 – сумма по пунктам 1, 3, 4.
Величина самооценки изменяется в пределах от 5 до 20.
Оценка работоспособности по скорости и правильности выполнения арифметических действий. Для выполнения этой работы необходимы: секундомер и таблица с набором трех- или четырехзначных чисел (табл. 3п).
Т а б л и ц а 3п
Число | ||||||||||
Ответ | нет | нет | да | нет | да | да | нет | да | нет | да |
Число | ||||||||||
Ответ | да | нет | нет | да | да | нет | да | да | нет | да |
Число | ||||||||||
Ответ | да | нет | нет | да | да | нет | да | да | нет | да |
Экспериментатор сообщает испытуемому, что после объявления трех- или четырехзначного числа он должен быстро сложить арифметически его составные части, в уме определить, делится ли полученная сумма на 3 и быстро ответить «да» или «нет» (6473, 6 + 4+ 7 + 3 = 20, нет).
Экспериментатор секундомером засекает время от объявления цифры до получения ответа и записывает результаты. Отдельно учитывается количество неправильных (ошибочных) ответов. Всего экспериментатор называет 10 цифр в любой последовательности (трех- или четырехзначные числа используются в зависимости от способности испытуемых к арифметическому счету). При определении психической работоспособности учитывается время выполнения задания (сумма времени затраченного на 10 ответов) и количество допущенных ошибок.
Определение эмоциональной устойчивости человека на основе анализа сведений об обследуемом. Для выполнения этой части работы следует иметь анкету «Сведения об обследуемом», чистый лист бумаги и карандаш. Испытуемые (3 – 4 человека или вся группа) просматривают анкету и отмечают ответы на вопросы. После ответов на все вопросы на лист бумаги накладывается шаблон и подсчитывается количество очков.
|
|
При сумме до 10 обследуемый считается пригодным к деятельности, связанной с большими нагрузками на психические процессы. Сумма от 10 до 15 указывает на необходимость проведения дополнительных исследований для решения вопроса о пригодности обследуемого. Если сумма превышает 15, обследуемый условно считается негодным для деятельности, связанной с ответственностью за сохранность жизни людей и крупных материальных ценностей
Исследуемые должны знать, что объективные результаты можно получить только при искренних ответах (табл. 4п).
Т а б л и ц а 4п. Сведения об обследуемом
№ п/п | Вопросы | Ответы отметьте знаком | |
+ да | – нет | ||
Были ли у Вас ушибы головы? | |||
Укачивает ли Вас в автобусах? | |||
Были ли у Вас сильные головные боли или головокружения? | |||
Вы стали более раздражительны? | |||
Принимаете ли Вы успокоительные средства? | |||
Вы курите? | |||
много (1 пачку в день) | |||
очень много (более 1 пачки) | |||
Употребляете ли Вы алкоголь? | |||
редко (1 раз в месяц) | |||
чаще | |||
Имеете ли вы замечания в связи с употреблением алкоголя? | |||
Чаще ли у Вас стали появляться конфликты с окружающими? | |||
Были ли у Вас ссоры в семье по вашей вине? | |||
Раздражает ли Вас длительное ожидание? | |||
Бывают ли у Вас: | |||
утомляемость в работе | |||
шум в голове | |||
поверхностный сон | |||
кошмарные сновидения | |||
рассеянность в работе | |||
снижение памяти | |||
После сна Вы чувствуете себя отдохнувшим? | |||
Не появилась ли у Вас повышенная вспыльчивость? | |||
Не бывает ли у Вас по утрам плохого самочувствия, дрожания рук? | |||
Бывают ли у Вас периоды пониженного настроения? | |||
Имеются ли у Вас признаки снижения работоспособности? | |||
Бывают ли у Вас мысли, которые упорно Вас преследуют? | |||
Не появилась ли у Вас боязнь: | |||
вождения машины | |||
проезда перекрестков | |||
неисправности тормозной системы | |||
наезда на пешехода | |||
Утомляет ли Вас монотонная обстановка езды по загородной дороге? | |||
Во время сложных кризисных ситуаций на дороге Вы сильно волнуетесь? | |||
Страдаете ли Вы от бессонницы? | |||
Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье? | |||
Имеются ли у Вас вопросы, на которые хотелось бы получить ответы у невропатолога, психиатра (сексолога)? |
Психология в настоящее время располагает набором и более сложных методик по оценке личностно-характерологических особенностей обследуемых лиц. При достаточной квалификации экспериментатора и при соответствующей организации работы они в перспективе могут быть использованы для прогнозирования надежности и работоспособности водителей и лиц, связанных с работой на опасных видах труда.
Перечисленные методики исследования психического состояния не могут рассматриваться формально в их абсолютной значимости. Они являются вспомогательными, позволяющими расширить и объективизировать методику обследования водителей на предмет выявления астенических состояний и оценки эмоционального состояния обследуемых.
Если тест самооценки требует честного отношения и водитель при исследовании может дать заведомо «положительные» оценки, то даже в этом случае имеет место ее воздействие в виде привлечения внимания к своему изменившемуся состоянию, что может иметь положительный профилактический эффект. Сознательные водители дают правдивые ответы, а по мере роста сознания водителей их искренность в анализе своего состояния будет возрастать.
Тест, связанный с выполнением арифметических действий, позволяет выявить лиц, снизивших ранее свойственную им работоспособность в связи с началом заболевания, утомлением, состоянием после употребления алкоголя и т. п. Наряду с данными, получаемыми при обработке результатов тестовых психологических исследований (в баллах), проведение психологических исследований позволяет медицинскому работнику наблюдать состояние (поведение) человека в работе и более объективно оценивать его состояние и прогнозировать изменения работоспособности.
Приведенные методики сравнительно просты, не требуют материальных затрат и могут быть использованы для выборочных исследований во всех случаях, если возникает необходимость более детального обследования (наблюдения) водителя. Имея необходимые данные о работоспособности водителя (скорость и количество ошибок), медицинский работник сравнивает их с результатами, полученными при конкретном обследовании. Торопливость (замедленность) умственной работоспособности и резкое увеличение числа ошибок требуют более внимательного изучения состояния водителя в данный момент.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что данные методики носят вспомогательный (ориентирующий) характер. Основой для заключения является опыт исследующего и дополнительные данные о наличии у водителя астенического состояния.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛ. VII
Рис. 3п.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................ 3
I. Общие проблемы безопасности жизнедеятельности человека................ 5
II. Технические и психологические проблемы безопасности труда........... 7
1. Технические методы обеспечения безопасности АПК.......................... 7
2. Психология и безопасность. Роль человека в генезе аварийности и несчастных случаев...................................................................................................... 15
3. Опыт изучения надежности работающего............................................ 17
4. Субъективные и объективные причины производственного травматизма 19
5. Риск – причина аварийности и травматизма........................................ 21
6. Причины рискованного поведения........................................................ 22
7. Психологическая атмосфера обеспечения безопасности.................... 24
8. Характерологические особенности личности и аварийность............. 26
9. Защита женщин........................................................................................ 29
III. Психология безопасности труда в промышленности........................... 31
1. Структура психологии безопасности труда.......................................... 31
2. Динамика работоспособности................................................................ 36
3. Производственные психические состояния.......................................... 38
4. Утомление оператора.............................................................................. 45
5. Особые психические состояния и аварийность.................................... 47
6. Обеспечение психической надежности оператора.............................. 52
7. Медико-психологические критерии профессионального отбора...... 63
IV. Физический, психический и интоксикационный генез утомления... 67
1. Астенический симптомокомплекс......................................................... 71
2. Невротические расстройства при интоксикации компонентами ракетных топлив................................................................................................................... 78
V. Эргономико-психологические проблемы автоматизации.................... 82
1. Характеристика проблемы...................................................................... 82
2. Психологические проблемы автоматизации......................................... 90
3. Организации безопасной и безвредной работы на ГАП...................... 94
4. Опыт зарубежных исследователей проблем безопасности труда на производствах, использующих промышленные роботы................... 102
VI. Обеспечение надежности водителей автотранспорта........................ 110
1. Надежность водителя автотранспорта................................................. 110
2. Организация профилактического освидетельствования перед началом смены лиц, выполняющих работы, связанные с повышенной опасностью. Осмотр водителей автотранспорта.................................................................... 112
3. Выявление лиц в состоянии алкогольного опьянения, посталкогольной астении, страдающих алкоголизмом.................................................................. 117
4. Наркотические и другие формы опьянения........................................ 128
5. Особые психические состояния и надежность водителя................... 132
6. Состояние психического угнетения..................................................... 133
7. Астенические состояния....................................................................... 134
8. Сердечно-сосудистые заболевания...................................................... 135
9. Воспитательная работа и использование средств наглядной агитации 136
VII. Эргономико-психологические проблемы в сельском хозяйстве..... 138
1. Эргономические основы безопасности деятельности операторов машинно-тракторных агрегатов............................................................................ 138
2. Психология безопасности деятельности............................................. 169
VIII. Психологические и эргономические аспекты безопасности труда лиц, работающих с видеотерминалами.............................................................. 206
1. Техника и человек.................................................................................. 206
2. Особенности труда и характеристика условий работы с видеотерминалами 208
3. Основные вредные и опасные факторы при работе с видеотерминалами 219
4. Эргономико-психологические и санитарно-гигиенические требования к условиям труда операторов.................................................................. 227
5. Основные требования к устройству и оборудованию вычислительных центров................................................................................................................. 242
IX. Психология безопасности труда операторов атомных станций....... 245
1. Значение проблемы................................................................................ 245
2. Психологическая атмосфера................................................................. 247
3. Принципиальные результаты профессиографического анализа операторов АС................................................................................................................. 248
4. Влияние характера и условий труда на надежность и здоровье операторов АЭС................................................................................................................. 251
5. Общая оценка тяжести труда операторов АЭС и значение условий труда для надежности специалистов, сохранения их здоровья и профессионального долголетия.............................................................................................. 255
6. Основные направления деятельности руководства АЭС в связи с высоким уровнем нервно-психического напряжения операторов АС............ 258
X. Психология руководства массами в чрезвычайных ситуациях.......... 261
1. Значение проблемы................................................................................ 261
2. Структура панической толпы............................................................... 263
3. Развитие панических реакций.............................................................. 264
4. Катастрофы и панические реакции...................................................... 267
5. Профилактика панических реакций.................................................... 268
6. Влияние чрезвычайной ситуации на человека и принципы профотбора 271
Литература.................................................................................................... 278
Приложение.................................................................................................. 283
Подписано к печати 28.02.96 г.
Формат 60Х901/16. Уч.-изд. л. 18,7. Тираж 1000. Заказ 148. Цена договор.
Типография С.-Петербургского государственного аграрного университета,
г. Пушкин, ул. Садовая, 14.
[*] В целях унификации понятие оператор будет использоваться не только в смысле специалист автоматизированной системы управления, но и в более общем смысле: человек, управляющий механизмом или машиной.
[†] В.С. Шкрабак, П.Г. Митрофанов
[‡] Понятие оператор отражает характер деятельности обследованных специалистов.