Порядок выполнения методик оценки состояния человека

Исследование эмоциональной устойчивости человека. Тест-шкала само­оценки. Для контроля состояния водителей необходимы критерии, харак­теризующие нервно-психическую устойчивость. Одним и старых и довольно эффективных методов является субъективная оценка обследуемым своего состояния. несмотря на недостатки метода самооценки (требуется искренность, умение разобраться в себе, объективно изложить свои ощущения), он дает основание делать заключение о личностных особенностях обследуемых. В практике и учения личности широко применяется шкала самооценки (табл. 1п), позволяющая определить уровень тревожности чело­века в момент обследования (реактивная тревожность, РТ) и уровень тре­вожности как устойчивой черты личности (личностная тревожность, ЛТ). Тревожность – биологически и социально необходимое явление, обеспечивающее реакцию человека на изменение окружающей среды и адаптации к ней. Каждому человеку присущ свой уровень тревожности. В рамках профотбора следует считать отрицательными лишь крайние варианты уровня тревожности, т. е. чрезмерно высокую или резко пониженную.

Исследование начинается с того, что испытуемому предлагают прочесть инструкцию, дают пояснения и убеждаются в том, что обследуемый правильно понял указания. Сообщают, что первая часть вопросов предусматривает изучение состояния обследуемого в момент обследования, а вторая часть дает ответы на вопросы, характеризующие постоянные свойства личности.

Т а б л и ц а 1п. Шкала самооценки

№ п/п Состояние Нет, это совсем не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я испытываю сожаление        
  Я чувствую себя свободно        
  Я расстроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я чувствую себя отдохнувшим        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности, напряженности        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбужден и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        
  Я испытываю удовольствие        
  Я быстро устаю        
  Я легко могу заплакать        
  Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие        
  Я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения        
  Я чувствую себя бодрым        
  Я спокоен, хладнокровен и собран        
  Ожидаемые трудности очень тревожат меня        
  Я слишком переживаю из-за пустяков        
  Я вполне счастлив        
  Я принимаю все слишком близко к сердцу        
  Мне не хватает уверенности в себе        
  Я чувствую себя в безопасности        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
  У меня бывает хандра        
  Я доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть        
  Я – уравновешенный человек        
  Меня охватывает сильное беспокойство, когда думаю о своих делах и заботах        

В зависимости от задач исследования (оценка состояния при осмотре, общая оценка личностных свойств) предлагается заполнить первую или вторую часть шкалы самооценки или обе части РТ – пункты 1 – 20; ЛТ – пункты 21 – 40

При инструктаже указывается: в шкале самооценки зачеркните соот­ветствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент (РТ); над вопросами не задумывайтесь, поскольку пра­вильных или неправильных ответов нет; при определении ЛТ зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чув­ствуете обычно.

Обработка таблиц (результатов исследования). Показатели РТ к ЛТ подсчитываются по отдельным формулам:

РТ = Σ1 – Σ2 + 50,

где Σ1 – сумма зачеркнутых на бланке цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Σ2 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

ЛТ = Σ3 – Σ4 + 35,

где Σ3 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Σ4 – сумма остальных цифр 21, 26. 27, 30, 33, 36, 39.

Рекомендуются следующие критерии оценки: 30 и менее – низкий уро­вень тревожности; 31 – 45 – умеренный уровень тревожности, 46 и более – высокий уровень. С позиций психической надежности оператора в крити­ческой ситуации, лица с низким уровнем тревожности рассматриваются как склонные к недооценке конкретной обстановки и к действиям с запозда­нием (оставленная реакция). Лица с высоким уровнем тревожности обычно реагируют на изменение обстановки быстро, но необычайно бурно (аффек­тивно), что может вести к ошибочным (паническим) действиям и, следовательно, к авариям и травматизму.

Лица с высоким уровнем тревожности склонны к проявлению состояния сильного волнения в ситуациях оценки их компетентности, подготовленности и престижа. В процессе труда и воспитательной работы с такими людьми рекомендуется сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам, а так­же на формирование чувства уверенности в успехе.

Люди с низким уровнем тревожности, наоборот, требуют пробуждения активности личности, большего внимания и мотивации деятельности, возбуждения заинтересованности и чувства ответственности, акцентирования внимания общественной и личной значимости и необходимости решения тех или иных задач.

Высказанные положения относятся как к саморегуляции, так и к индивидуальному подходу в руководстве другими людьми.

Оценка динамики состояния тревожности. При необходимости оценки изменения тревожности в течение дня (смены) может быть использован сокращенный вариант шкалы (табл. 2п).

Т а б л и ц а 2п. Шкала самооценки для изучения динамики состояния тревожности

Состояние Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
Я чувствую себя свободно        
Я нервничаю        
Я не чувствую скованности        
Я доволен        
Я озабочен        

Расчеты РТ выполняются по формуле

РТ = Σ5 – Σ6 + 15,

где Σ5 – сумма вычеркнутых цифр по пунктам шкалы 2, 5; Σ6 – сумма по пунктам 1, 3, 4.

Величина самооценки изменяется в пределах от 5 до 20.

Оценка работоспособности по скорости и правильности выполнения арифметических действий. Для выполнения этой работы необходимы: се­кундомер и таблица с набором трех- или четырехзначных чисел (табл. 3п).

Т а б л и ц а 3п

Число                    
Ответ нет нет да нет да да нет да нет да
Число                    
Ответ да нет нет да да нет да да нет да
Число                    
Ответ да нет нет да да нет да да нет да

Экспериментатор сообщает испытуемому, что после объявления трех- или четырехзначного числа он должен быстро сложить арифметически его составные части, в уме определить, делится ли полученная сумма на 3 и быстро ответить «да» или «нет» (6473, 6 + 4+ 7 + 3 = 20, нет).

Экспериментатор секундомером засекает время от объявления цифры до получения ответа и записывает результаты. Отдельно учитывается количество неправильных (ошибочных) ответов. Всего экспериментатор называет 10 цифр в любой последовательности (трех- или четырехзначные числа используются в зависимости от способности испытуемых к арифме­тическому счету). При определении психической работоспособности учи­тывается время выполнения задания (сумма времени затраченного на 10 ответов) и количество допущенных ошибок.

Определение эмоциональной устойчивости человека на основе анализа сведений об обследуемом. Для выполнения этой части работы следует иметь анкету «Сведения об обследуемом», чистый лист бумаги и карандаш. Испытуемые (3 – 4 человека или вся группа) просматривают анкету и отмечают ответы на вопросы. После ответов на все вопросы на лист бумаги накладывается шаблон и подсчитывается количество очков.

При сумме до 10 обследуемый считается пригодным к деятельности, связанной с большими нагрузками на психические процессы. Сумма от 10 до 15 указывает на необходимость проведения дополнительных исследова­ний для решения вопроса о пригодности обследуемого. Если сумма пре­вышает 15, обследуемый условно считается негодным для деятельности, связанной с ответственностью за сохранность жизни людей и крупных материальных ценностей

Исследуемые должны знать, что объективные результаты можно получить только при искренних ответах (табл. 4п).

Т а б л и ц а 4п. Сведения об обследуемом

№ п/п Вопросы Ответы отметьте знаком
+ да – нет
  Были ли у Вас ушибы головы?    
  Укачивает ли Вас в автобусах?    
  Были ли у Вас сильные головные боли или головокружения?    
  Вы стали более раздражительны?    
  Принимаете ли Вы успокоительные средства?    
  Вы курите?    
  много (1 пачку в день)    
  очень много (более 1 пачки)    
  Употребляете ли Вы алкоголь?    
  редко (1 раз в месяц)    
  чаще    
  Имеете ли вы замечания в связи с употреблением алкоголя?    
  Чаще ли у Вас стали появляться конфликты с окружающими?    
  Были ли у Вас ссоры в семье по вашей вине?    
  Раздражает ли Вас длительное ожидание?    
  Бывают ли у Вас:    
  утомляемость в работе    
  шум в голове    
  поверхностный сон    
  кошмарные сновидения    
  рассеянность в работе    
  снижение памяти    
  После сна Вы чувствуете себя отдохнувшим?    
  Не появилась ли у Вас повышенная вспыльчивость?    
  Не бывает ли у Вас по утрам плохого самочувствия, дрожания рук?    
  Бывают ли у Вас периоды пониженного настроения?    
  Имеются ли у Вас признаки снижения работоспособности?    
  Бывают ли у Вас мысли, которые упорно Вас преследуют?    
  Не появилась ли у Вас боязнь:    
  вождения машины    
  проезда перекрестков    
  неисправности тормозной системы    
  наезда на пешехода    
  Утомляет ли Вас монотонная обстановка езды по загородной дороге?    
  Во время сложных кризисных ситуаций на дороге Вы сильно волнуетесь?    
  Страдаете ли Вы от бессонницы?    
  Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?    
  Имеются ли у Вас вопросы, на которые хотелось бы получить ответы у невропатолога, психиатра (сексолога)?    

Психология в настоящее время располагает набором и более сложных методик по оценке личностно-характерологических особенностей обследуемых лиц. При достаточной квалификации экспериментатора и при соответствующей организации работы они в перспективе могут быть использованы для прогнозирования надежности и работоспособности водителей и лиц, связанных с работой на опасных видах труда.

Перечисленные методики исследования психического состояния не могут рассматриваться формально в их абсолютной значимости. Они являются вспомогательными, позволяющими расширить и объективизировать методику обследования водителей на предмет выявления астенических состояний и оценки эмоционального состояния обследуемых.

Если тест самооценки требует честного отношения и водитель при исследовании может дать заведомо «положительные» оценки, то даже в этом случае имеет место ее воздействие в виде привлечения внимания к своему изменившемуся состоянию, что может иметь положительный профилактический эффект. Сознательные водители дают правдивые ответы, а по мере роста сознания водителей их искренность в анализе своего состояния будет возрастать.

Тест, связанный с выполнением арифметических действий, позволяет выявить лиц, снизивших ранее свойственную им работоспособность в связи с началом заболевания, утомлением, состоянием после употребления алкоголя и т. п. Наряду с данными, получаемыми при обработке результатов тестовых психологических исследований (в баллах), проведение психологических исследований позволяет медицинскому работнику наблюдать состояние (поведение) человека в работе и более объективно оценивать его состояние и прогнозировать изменения работоспособности.

Приведенные методики сравнительно просты, не требуют материальных затрат и могут быть использованы для выборочных исследований во всех случаях, если возникает необходимость более детального обследования (наблюдения) водителя. Имея необходимые данные о работоспособности водителя (скорость и количество ошибок), медицинский работник сравни­вает их с результатами, полученными при конкретном обследовании. То­ропливость (замедленность) умственной работоспособности и резкое увели­чение числа ошибок требуют более внимательного изучения состояния во­дителя в данный момент.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что данные методики носят вспомогательный (ориентирующий) характер. Основой для заключения является опыт исследующего и дополнительные данные о наличии у водителя астенического состояния.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛ. VII

Рис. 3п.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................ 3

I. Общие проблемы безопасности жизнедеятельности человека................ 5

II. Технические и психологические проблемы безопасности труда........... 7

1. Технические методы обеспечения безопасности АПК.......................... 7

2. Психология и безопасность. Роль человека в генезе аварийности и несчастных случаев...................................................................................................... 15

3. Опыт изучения надежности работающего............................................ 17

4. Субъективные и объективные причины производственного травматизма 19

5. Риск – причина аварийности и травматизма........................................ 21

6. Причины рискованного поведения........................................................ 22

7. Психологическая атмосфера обеспечения безопасности.................... 24

8. Характерологические особенности личности и аварийность............. 26

9. Защита женщин........................................................................................ 29

III. Психология безопасности труда в промышленности........................... 31

1. Структура психологии безопасности труда.......................................... 31

2. Динамика работоспособности................................................................ 36

3. Производственные психические состояния.......................................... 38

4. Утомление оператора.............................................................................. 45

5. Особые психические состояния и аварийность.................................... 47

6. Обеспечение психической надежности оператора.............................. 52

7. Медико-психологические критерии профессионального отбора...... 63

IV. Физический, психический и интоксикационный генез утомления... 67

1. Астенический симптомокомплекс......................................................... 71

2. Невротические расстройства при интоксикации компонентами ракетных топлив................................................................................................................... 78

V. Эргономико-психологические проблемы автоматизации.................... 82

1. Характеристика проблемы...................................................................... 82

2. Психологические проблемы автоматизации......................................... 90

3. Организации безопасной и безвредной работы на ГАП...................... 94

4. Опыт зарубежных исследователей проблем безопасности труда на производствах, использующих промышленные роботы................... 102

VI. Обеспечение надежности водителей автотранспорта........................ 110

1. Надежность водителя автотранспорта................................................. 110

2. Организация профилактического освидетельствования перед началом смены лиц, выполняющих работы, связанные с повышенной опасностью. Осмотр водителей автотранспорта.................................................................... 112

3. Выявление лиц в состоянии алкогольного опьянения, посталкогольной астении, страдающих алкоголизмом.................................................................. 117

4. Наркотические и другие формы опьянения........................................ 128

5. Особые психические состояния и надежность водителя................... 132

6. Состояние психического угнетения..................................................... 133

7. Астенические состояния....................................................................... 134

8. Сердечно-сосудистые заболевания...................................................... 135

9. Воспитательная работа и использование средств наглядной агитации 136

VII. Эргономико-психологические проблемы в сельском хозяйстве..... 138

1. Эргономические основы безопасности деятельности операторов машинно-тракторных агрегатов............................................................................ 138

2. Психология безопасности деятельности............................................. 169

VIII. Психологические и эргономические аспекты безопасности труда лиц, работающих с видеотерминалами.............................................................. 206

1. Техника и человек.................................................................................. 206

2. Особенности труда и характеристика условий работы с видеотерминалами 208

3. Основные вредные и опасные факторы при работе с видеотерминалами 219

4. Эргономико-психологические и санитарно-гигиенические требования к условиям труда операторов.................................................................. 227

5. Основные требования к устройству и оборудованию вычислительных центров................................................................................................................. 242

IX. Психология безопасности труда операторов атомных станций....... 245

1. Значение проблемы................................................................................ 245

2. Психологическая атмосфера................................................................. 247

3. Принципиальные результаты профессиографического анализа операторов АС................................................................................................................. 248

4. Влияние характера и условий труда на надежность и здоровье операторов АЭС................................................................................................................. 251

5. Общая оценка тяжести труда операторов АЭС и значение условий труда для надежности специалистов, сохранения их здоровья и профессионального долголетия.............................................................................................. 255

6. Основные направления деятельности руководства АЭС в связи с высоким уровнем нервно-психического напряжения операторов АС............ 258

X. Психология руководства массами в чрезвычайных ситуациях.......... 261

1. Значение проблемы................................................................................ 261

2. Структура панической толпы............................................................... 263

3. Развитие панических реакций.............................................................. 264

4. Катастрофы и панические реакции...................................................... 267

5. Профилактика панических реакций.................................................... 268

6. Влияние чрезвычайной ситуации на человека и принципы профотбора 271

Литература.................................................................................................... 278

Приложение.................................................................................................. 283

Подписано к печати 28.02.96 г.

Формат 60Х901/16. Уч.-изд. л. 18,7. Тираж 1000. Заказ 148. Цена договор.

Типография С.-Петербургского государственного аграрного университета,

г. Пушкин, ул. Садовая, 14.


[*] В целях унификации понятие оператор будет использоваться не только в смысле специалист автоматизированной системы управления, но и в более общем смысле: человек, управляющий механизмом или машиной.

[†] В.С. Шкрабак, П.Г. Митрофанов

[‡] Понятие оператор отражает характер деятельности обследованных специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: