Либерализм в России

«Отныне для меня либерал и человек одно и то же; абсолютист и кнутобой — одно и то же. Идея либерализма в высшей степени разумная и христианская, ибо его задачи — возвращение прав личного человека, восстановление челове­ческого достоинства».

(В. Г. Белинский, «Письмо к Боткину» от 4 октября 1840г.)

На Западе уже почти забыли, а молодое поколение в СССР никогда и не знало, что в России когда-то было либеральное движение, которое сыграло большую роль в борьбе за народную свободу и права человека и граж­данина.

В большинстве «Историй русской революции» о русском либерализме упоминается лишь вскользь. Не только большевистские историки, но и большинство иностранных историков русской революции представля­ют дело так, будто всю борьбу против абсолютизма, борьбу за торжество идей свободы и права, в России ве­ли социалистические партии. Согласно большевистским историкам, главную роль в этой борьбе играли «рабочие и крестьяне под руководством большевистской партии». Другие социалистические партии, эсэры, народные со­циалисты, трудовики и даже социалдемократы-меньшевики только и делали, что «вредили» и мешали «героичес­кой борьбе большевиков против царизма и всего старого прогнившего строя».

На самом деле в подготовке обеих революций, {114} 1905 года и февральской революции 1917 года, превратившей Россию «в самую свободную страну в мире» (как это в апреле 1917 года признал «сам» Ленин), большевики играли очень незначительную роль. А либералы в под­готовке обеих революций играли не меньшую роль, чем все социалистические партии, вместе взятые.

Русский либерализм гораздо старше русского соци­ализма. Русский либерализм имеет за собой более, чем столетнюю историю. Первыми либералами в России были отдельные просвещенные представители русской аристо­кратии. Они боролись главным образом за освобождение крестьян.

Это были в первую очередь писатели Новиков и Радищев. После Отечественной войны в России обра­зовались тайные кружки образованных офицеров из выс­шей аристократии, которые поставили себе задачей до­биться конституции для страны. В декабре 1825 года в Петербурге произошло известное восстание «Декабри­стов», — им руководили офицеры, большинство которых принадлежало к высшей русской аристократии. После подавления восстания либеральное движение в России на время замерло. Но через 10-15 лет оно ожило вновь.

Настоящее либеральное движение возникло в Рос­сии вскоре после восшествия на престол Александра II, в так называемую эпоху «великих реформ». Если внача­ле носителями русского либерализма были просвещен­ные представители русской аристократии и высшего дворянства, то в 60-х годах и позже в русском либераль­ном движении, чем дальше, тем все большую роль начала играть интеллигенция: профессора высших учебных за­ведений, писатели, журналисты, адвокаты, врачи, инже­неры и т.д. А позже — служащие земств и городских самоуправлений.

Настоящей истории русского либерализма до сих пор не написано ни на одном языке. Этот пробел отчасти заполнен вышедшей в 1958 году в Соединенных Штатах на английском языке книгой молодого американского историка Джорджа Фишера: "Russian Liberalism — From {115} Gentryto Intelligentsia" («Русский либерализм — от дво­рянства к интеллигенции»). Джордж Фишер, сотрудник исследовательского института Гарвардского университе­та, учился в Москве и прекрасно владеет русским языком.

Но его книга «Русский либерализм» — далеко не полная история российского либерализма. Она обнимает лишь эпоху от начала 60-х годов до революции 1905 года. Почему автор довел историю русского либерализма толь­ко до 1905 года, непонятно. Ведь самую существенную роль в политической, культурной и общественной жизни России либерализм играл уже в нашем веке, в течение одиннадцати лет — с 1906 по 1917 года, во время четырех Государственных Дум. Однако, в качестве истории эво­люции русского либерализма от эпохи «великих реформ» до революции 1905 года книга Фишера представляет из­вестную ценность. Автор основательно изучил всю бога­тую литературу по этому вопросу, имеющуюся на рус­ском языке, и книга его хорошо документирована.

Она дает нам картину истории земства, которое бы­ло колыбелью русского либерального движения, в борь­бе за свободный конституционный строй. Фишер осо­бенно подчеркивает роль, которую в этом движении игра­ли либералы Тверского земства. Они еще в 1862 году требовали отмены сословных привилегий и введения представительного образа правления. При этом он уде­ляет несколько страниц Ивану Ильичу Петрункевичу, ко­торый может быть назван Нестором русского либераль­ного движения.

И. И. Петрункевич первый, еще в конце семидеся­тых годов, в нелегальной брошюре, выдвинул требова­ние созыва Учредительного Собрания, для выработки конституции. Позже Петрункевич был одним из основа­телей и главных лидеров Конституционно-демократиче­ской партии (кадетов) -- партии Народной Свободы. В 1906 году Петрункевич, как старейший депутат, открыл первое заседание Государственной Думы первого созы­ва. Он же был одним из основателей петербургской {116} либеральной газеты «Речь», редакторами которой со дня ее основания в 1905 году и до ее закрытия большевиками в 1917 году были П. Н. Милюков и И. В. Гессен.

Петрункевич, как Милюков и как большинство ли­деров кадетской партии, были социальными либералами, подобно Ллойд Джорджу в Англии, Вудро Вильсону и Франклину Рузвельту в Соединенных Штатах. В своих мемуарах, опубликованных уже после большевистского переворота, Петрункевич пишет о себе: «Идеи Герцена остались близки моему сердцу в течение всей моей жиз­ни. Более того. Они определили мое направление в по­литических и социалистических вопросах. С тех пор про­шло более шестидесяти лет и я все еще считаю его моим путеводителем».

До 1906 года в России, как известно, никаких легаль­ных партий не было. Политические партии в настоящем смысле слова до конца 1905 года, как и политические со­брания и съезды, были запрещены. Вследствие этого борьба российских людей за свободный строй сосредо­точилась в печати, в различных научных и культурных организациях и в земствах. В западноевропейских стра­нах борьбу за политическую свободу вели, главным об­разом, представители буржуазии и средних классов. В России буржуазия до 1904 года не играла никакой роли в либеральном движении и место буржуазии в России за­няли сначала просвещенные представители поместного дворянства, а потом профессиональная интеллигенция.

Согласно всероссийской переписи 1896 года, в Рос­сии уже тогда было полмиллиона людей, занятых в раз­личных либеральных профессиях; число их быстро росло.

Большую роль в истории русского либерализма сы­грала московская газета «Русские Ведомости», которую редактировала группа выдающихся профессоров москов­ского университета, и «толстые» ежемесячные журналы «Вестник Европы» в Петербурге и «Русская Мысль» в Москве. Особенно большим влиянием в Москве пользо­вался профессор Сергей Муромцев, который в 1906 году {117} был единогласно избран председателем Первой Государ­ственной Думы. Муромцев еще в 1880 году, вместе с двумя другими известными московскими либералами, составил меморандум, подписанный двадцатью пятью мо­сковскими профессорами, адвокатами и представителя­ми профессиональной интеллигенции, который был пред­ставлен тогда министру Александра II Лорис-Меликову. В этом меморандуме было указано, что единственное средство для того, чтобы избежать беспорядков в стра­не, остановить революционное террористическое дви­жение и вывести Россию на путь мирного прогрессивного развития — это «гарантировать права каждого отдель­ного человека, свободу мысли и слова и созыва незави­симого Собрания представителей земств, и предоставить этому Собранию участие в контроле национальной жиз­ни».

После убийства Александра II, когда на престол взо­шел его сын Александр III, либеральное движение в Рос­сии подверглось давлению сверху. Права земств были значительно урезаны, а цензура стала гораздо более строгой.

Несмотря на это, либералы не прекратили своей борьбы. За 13 лет царствования Александра III выросло новое поколение, которое добивалось свободы и обес­печения прав личности.

В 90-х годах начали играть выдающуюся роль в рус­ском либеральном движении Федор Измаилович Родичев и князь Дмитрий Шаховской, оба активные земские деятели. Родичев позже был депутатом всех четырех Го­сударственных Дум и получил всероссийскую известность, как один из самых выдающихся ораторов в Думе и не­утомимый борец за права человека и свободу населения России. Князь Дмитрий Шаховской в молодости был на­родником толстовского толка. Позже он стал одним из главных организаторов либерального движения в России.

В 1899 году в Москве создалась группа умеренных либералов «Беседа». Это был своего рода нелегальный симпозиум для обсуждения всевозможных политических {118} вопросов. Члены «Беседы» собирались несколько раз в год. Среди них были выдающиеся славянофилы Михаил Стахович, Хомяков и Дмитрий Шипов, а также сторон­ники демократической конституции, вышеупомянутый князь-Дмитрий Шаховской и князья братья Павел и Петр Долгоруковы. Оба Долгоруковы потом были в числе основателей партии Народной Свободы и принимали са­мое активное участие в борьбе за свободную Россию (Впоследствии оба они погибли от рук большевиков). Секретарем «Беседы» был московский адвокат Василий Алексеевич Маклаков, который потом выдвинулся, как лучший оратор в третьей и четвертой Государственных Думах.

Еще в 90-ые годы Петрункевич и другие члены его кружков в Москве и в других городах собирались изда­вать заграницей журнал, который вел бы систематичес­кую пропаганду за введение свободного конституцион­ного строя в России. В 1900 году им удалось осуществить свой план. Богатый либеральный помещик Евгений Жу­ковский дал для этой цели первые сто тысяч рублей. В качестве редактора журнала намечался популярный тогда радикальный профессор истории Павел Николаевич Ми­люков, который впоследствии стал главным лидером пар­тии Народной Свободы. Но в 1900 году Милюков не по­желал оставить свою академическую карьеру.

Редакто­ром намеченного журнала был поэтому избран Петр Бернгардович Струве, известный тогда экономист и публи­цист, который раньше был социал-демократом и одним из виднейших теоретиков марксизма в России. Когда Струве дал свое согласие на то, чтобы ехать заграницу редактировать там нелегальный либеральный журнал, который они назвали «Освобождение», он по его словам, все еще был социал-демократом, но критикующим марк­сизм. Однако, в российской социал-демократии не было места для критиков марксизма и Струве окончательно порвал с социал-демократами.

«Освобождение» было с самого начала задумано, {119} как орган объединенной оппозиций, то есть либеральных земцев и демократической интеллигенции, которая не примыкала ни к одной из социалистических партий. В этой среде был целый ряд бывших марксистских писа­телей и журналистов, которые стали «ревизионистами» или «реформистскими» социалистами и считали, что бли­жайшей целью всех русских социалистов, как и демокра­тов и либералов, должно быть завоевание политической свободы в стране, для чего необходимо было объеди­нение всех революционных и оппозиционных элементов. В числе этих социалистов, кроме Струве, были тогда С. Н. Булгаков, В. Я. Богучарский, С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и другие.

Первый номер «Освобождения» вышел в 1902году.Журнал печатался в Штуттгарте (позднее в Париже) и оттуда нелегальным путем переправлялся в Россию. Боль­шинство сотрудников журнала были либералы и рефор­мистские социалисты, которые жили в самой России. Од­ним из главных сотрудников стал Милюков, писавший, конечно, под псевдонимом. С первого же номера редак­тор «Освобождения», П. Б. Струве, призывал к созданию единого фронта между либералами и революционными и социалистическими партиями, его в этом поддерживали И. И. Петрункевич, П. Н. Милюков и другие вожди ли­бералов.

В июле 1903 года на тайной конференции русских либералов и радикалов, состоявшейся в Швейцарии, ре­шено было создать «Союз Освобождения». Среди деле­гатов, представляющих либеральных земцев, были вы­шеупомянутые Петрункевич, Родичев, князь Дмитрий Шаховской, Петр Долгоруков и другие. Радикальную ин­теллигенцию представляли Струве, Бердяев, Булгаков, Прокопович, Кускова, Франк, Богдан Кистяковский — все бывшие марксисты, а также ряд либеральных и радикаль­ных профессоров и журналистов. Через шесть месяцев в Петербурге состоялся первый нелегальный съезд «Сою­за Освобождения».Союз не был политической партией, {120} а коалицией либералов и умеренных реформистских со­циалистов. На съезде, в котором участвовали более пя­тидесяти делегатов из 22-х городов, была выработана программа Союза и избран был Совет Союза.

«Таким образом, — писал в 1907 году в петербург­ском историческом журнале «Былое» историк освобо­дительного движения И. П. Белоконский, — в начале 1904 года в Петербурге образована была замечательная, един­ственная в своем роде тайная организация, объединив­шая все оппозиционные силы населения, направленные к одной цели: уничтожению самодержавия и замене его демократической конституцией. Эта организация сыгра­ла громадную роль в освободительном движении вообще и в земском, в частности».

В октябре 1904 года совет «Союза Освобождения» принял, в целях агитации за введение в России консти­туционного режима, следующие решения, которые он провел в жизнь:

Первое: принять самое деятельное участие в пред­стоящем съезде земских и городских деятелей и упо­требить все силы, чтобы направить его на путь открыто­го заявления конституционных требований.

Второе: имея в виду, что 20-го ноября того же года исполняется сорокалетие Судебных Уставов, организо­вать в этот день через своих членов в Петербурге, в Мо­скве и возможно в большем количестве других городов банкеты, на которых должны быть приняты конститу­ционные и демократические резолюции.

Третье: поднять через своих членов земцев на пред­стоящих уездных и губернских земских собраниях вопрос о введении в России конституционного строя и о необ­ходимости созыва для этой цели народного представи­тельства на широкой демократической основе.

Четвертое: начать агитацию за образование свобод­ных союзов адвокатов, инженеров, профессоров, писа­телей, врачей, учителей и других лиц либеральных {121} профессий, за организациюих съездов, выборы ими по­стоянных бюро и объединение этих бюро, как между со­бой, так и с бюро земских и городских деятелей, в еди­ный Союз Союзов.

Все эти постановления совета «Союза Освобожде­ния» были проведены в жизнь с весьма значительным успехом. При энергичном участии членов совета, 1 но­ября 1904 года в Петербурге стала выходить первая еже­дневная демократическая газета «Наша жизнь», которая сразу завоевала себе большую аудиторию по всей стра­не, благодаря, главным образом, энергии «Союза Осво­бождения».

6-9 ноября 1904 года в Петербурге под председатель­ством известного земского деятеля Дмитрия Шипова со­стоялся не разрешенный официально съезд земских и городских деятелей. На нем подавляющим большинством была принята резолюция, в которой впервые было от­крыто сказано, что без коренного изменения всего госу­дарственного строя, без постоянного участия свободно избранных народных представителей в законодательстве и управлении страной совершенно невозможно ни ум­ственное, ни нравственное, ни материальное развитие на­селения, что дальнейшее существование порядка, осно­ванного на бесправии личности и общества, должно ве­сти страну к застою и гибели. Пожелания, высказанные земскими деятелями, вызвали громадное сочувствие в печати и обществе. Петербургский еженедельный журнал «Право» писал, что «исторические дни 6-9 ноября, слов­но вечевой колокол, встряхнули русское общество».

«Союз Освобождения», через свои отделы, быстро оповестив общество о постановлениях Земского съезда, предложил устраивать повсеместно банкеты, и на них открыто, во всеуслышание, присоединяться к постанов­лениям Земского съезда.

«Съезд», — читаем мы в марксистском сборнике «Об­щественное движение в России в конце 19-го и в начале 20-го века», вышедшем в Петербурге в 1909 году, — «на {122} все русское общество произвел огромное впечатление. Съезд был запрещен, однако, он состоялся на глазах пра­вительства, вынес конституционные резолюции — и никто не был ни арестован, ни сослан, ни побит. Народ осмелел. Сначала откликнулись на земский призыв Петербург, Мо­сква и другие крупные культурные центры страны, а по­том волны достигли и самых отдаленных углов».

«Без преувеличения можно сказать, — писал в 1907 году в петербургском «Историческом сборнике» историк освободительного движения И. П. Белоконский, — что после Земского съезда вдруг открыто заговорила вся страна, сотни лет до тех пор молчавшая и работавшая для своего освобождения лишь в подполье. Явление бы­ло грандиозное, неповторяемое, которое бывает только в моменты весны свободы, когда еще нет партийной вражды и все, как один человек, объединяются для до­стижения единой цели».

Первый грандиозный банкет — невиданное для Рос­сии явление — состоялся 20 ноября в Петербурге, в зале Павловой под председательством известного писателя Владимира Короленко. Участвовало около шестисот пя­тидесяти литераторов, ученых, адвокатов, врачей и дру­гих представителей либеральных профессий. После це­лого ряда речей, в которых охарактеризовано было по­ложение в стране, единогласно была принята и всеми подписана следующая резолюция:

«Мы, представители интеллигентных профессий, в числе шестисот пятидесяти человек, собравшись 20 но­ября 1904 года, считаем своим долгом выразить наше глубокое, непоколебимое убеждение, что вывести страну из теперешних затруднений может только сам народ в лице свободно избранных им, на основании всеобщего, прямого, тайного и равного для всех избирательного права, представителей. Самые неотложные сейчас нужды страны — это мир и свобода».

18 декабря 1904 года в Петербурге состоялось такое же собрание-банкет врачей в числе трехсот человек, под {123} председательством известного писателя-врача С. Елпатьевского, на котором была принята следующая резолюция:

«Примыкая к положениям 10 съезда Общества рус­ских врачей в память Н. И. Пирогова, установившего, что правильное осуществление задач общественной ме­дицинской деятельности невозможно при существующем полицейско-бюрократическом режиме, мы твердо убеж­дены, что никакие частичные поправки в этом режиме не выведут Россию на путь культурного развития. Не­пременным условием этого последнего является непри­косновенность личности и жилища, свобода совести, сло­ва, печати, собраний и союзов, обеспечение представи­тельного образа правления на широких демократических началах. В виду этого мы признаем неотложным:

Первое: немедленную амнистию по всем политиче­ским и религиозным делам.

Второе: созыв Учредительного Собрания народных представителей, свободно избранных гражданами обоего пола без различия вероисповедания и национальностей на основе всеобщей, прямой, равной и тайной подачи голосов».

Московская Городская Дума единогласно постанови­ла указать правительству, что, по мнению Городской Ду­мы, неотложно необходимо: во-первых, обеспечить сво­боду совести и вероисповедания, свободу слова и печа­ти, свободу собраний и союзов. Во-вторых, провести вы­шеуказанные начала в жизнь на обеспечивающих их не­зыблемых основах, выработанных при участии свободно избранных представителей населения».

Такого же рода резолюции были принятына много­численных съездах и собраниях во многих городах.

В марте 1905 года в Москве состоялся третий съезд «Союза Освобождения», на котором было принято и ра­зослано во все отделы Союза следующее заявление:

«Союз Освобождения» требует немедленного созы­ва Учредительного Собрания на началах всеобщей, пря­мой, равной и тайной подачи голосов для выработки {124} русской конституции... Общей и непосредственной целью своей деятельности «Союз Освобождения» ставит коренное преобразование государственного строя в России на началах политической свободы и демократии. Для осу­ществления провозглашенных Союзом начал политичес­кой свободы и демократизма, мы требуем признания в основном государственном законе прав человека и граж­данина. В состав их прежде всего входит равенство всех перед законом,без различия пола, вероисповедания и национальности.

Далее сюда относится неприкосновенность личности и жилища. Никто не может быть ни обыскан, ни аресто­ван, ни наказан иначе, как в порядке общего судопроиз­водства, предоставляющего подозреваемому и обвиняе­мому все средства защиты на всех стадиях судебного разбирательства. Каждому гражданину должна быть пре­доставлена свобода передвижения. Паспортная система должна быть упразднена. Затем необходимо обеспечение свободы совести. Равным образом, необходима свобода печатного слова. Свобода печати подразумевает полную отмену цензуры и право издавать и распространять все­возможные произведения печати, как периодической, так и не периодической, на всех языках, без всяких разреше­ний. Наконец, мы требуем свободы устного слова, пуб­личных собраний и союзов. Все граждане должны иметь право произносить речи, читать лекции, устраивать со­брания, как в закрытом помещении, так и под открытым небом. Они должны иметь право образовывать союзы для всевозможных целей... Необходимо, чтобы законодательная власть принадлежала народному представительству, организованному на началах всеобщей, прямой и тайной подачи голосов. Министры должны быть от­ветственны перед народным собранием. Государственное устройство преобразованной России должно быть утвер­ждено на широком местном и областном самоуправлении. Освобожденная Россия должна сознательно и решитель­но порвать с угнетением окраин и бюрократической {125} централизацией... Суд должен быть равным для всех. Учреж­дение исключительных судов по каким бы то ни было поводам недопустимо. Смертная казнь подлежит безу­словной отмене».

Далее «Союз» требовал наделения малоземельных крестьян землей, восьмичасового рабочего дня для ра­бочих, государственного страхования на случай смерти, старости, болезни и неспособности к труду, развития охраны труда женщин и детей и проведения других ре-. форм.

Одновременно в России происходили легальные и полулегальные съезды земств, на которых члены «Союза Освобождения» играли большую роль: благодаря им на этих съездах принимались резолюции с требованиями введения конституции и гражданских свобод в стране, а также равноправия всех национальностей, населяющих Россию. Журнал «Освобождение» пользовался большим успехом не только среди интеллигенции и земских дея­телей, но даже и в кругах высшей царской бюрократии. «Союз Освобождения» продолжал мобилизовать обще­ственное мнение страны. В 1904-1905 годах члены «Союза Освобождения» организовали союзы различных интел­лигентных профессий: писателей и журналистов, адвока­тов, инженеров, врачей, учителей, агрономов и т.д. Они также основали несколько новых радикальных газет в Петербурге и в других городах. 3 июня 1905 года Ленин писал в своей нелегальной газете «Пролетарий»:

«Образованные представители имущих классов давно выкинули знамя свободы. Революционная интеллигенция, происходящая главным образом из этих классов, геройски боролась за свободу... Теперь политическая борьба страны разразилась, революция охватила всю страну, самые умеренные либералы стали «крайними»... Такие лозунги, как Учредительное Собрание, всеобщее, прямое и равное избирательное право с тайной подачей голосов (выставленные давно и раньше всех социал-де­мократами в их программе) стали общим достоянием, {126} принятым нелегальным «Освобождением», вошли в про­грамму «Союза Освобождения», стали лозунгамиземцеви повторяются на все лады легальной печатью».

В 1905 году все союзы, созданные «Союзом Освобождения», образовали Союз Союзов под председатель­ством П. Н. Милюкова. Союз Союзов, в который среди других входил также Союз железнодорожных служащих, фактически подготовил всеобщую забастовку в октябре 1905 года, заставившую царя издать манифест о даро­вании конституции и предоставлении народу политичес­кой свободы.

Вскоре после Манифеста 17 октября «Союз Осво­бождения» раскололся. Либеральные члены его образо­вали партию Народной Свободы. Большинство рефор­мистских социалистов в новую партию не вошли. Осно­вателями и главными деятелями партии Народной Сво­боды были: Милюков, Петрункевич, Струве, Родичев, Муромцев, профессор Федор Кокошкин, Дмитрий Ша­ховской, братья Долгоруковы, юрист Максим Винавер, редактор журнала «Право» Владимир Набоков и другие.

Программа партии Народной Свободы заключала в себе следующие главнейшие требования: равенство всех перед законом; обеспечение свободы совести, слова и пе­чати, свобода союза и собраний, неприкосновенность личности и жилища; всеобщее равное, прямое и тайное голосование как при общих государственных выборах, так и при местных. Однопалатная или двухпалатная си­стема и ответственность министров перед палатой; мест­ное самоуправление и автономия Польши и Финляндии; реформа суда на началах отделения его от администра­ции; суд присяжных; выборность мировых судей; отмена смертной казни. В области экономической: постепенная отмена косвенных налогов и развитие прямого прогрес­сивного обложения и налога на наследство; увеличение площади крестьянского землевладения путем отчужде­ния государственных, удельных, кабинетских, монастыр­ских земель и земель частных владельцев по {127} справедливой оценке, поступающих в особый государственный фонд; распространение рабочего законодательства на сельскохозяйственных рабочих; свобода союзов и стачек; введение восьмичасового рабочего дня там, где это ока­жется возможным по техническим условиям производ­ства в настоящее время и постепенное введение его в остальных производствах; страхование рабочих; всеоб­щее бесплатное начальное образование; автономия уни­верситетов, и другие требования.

На вопросы социалистических партий, с кем партия Народной Свободы: с революцией или против револю­ции, с народом или с правительством, лидер партии про­фессор Павел Николаевич Милюков писал в конце де­кабря 1905 года в петербургской газете «Свободный на­род»:

«Да, мы за революцию, поскольку она служит целям политического освобождения и социальной реформы, но мы против тех, кто объявляет революцию «непрерыв­ной», потому что полагаем, что непрерывная революция «во что бы то ни стало» — служит лишь целям реакции и укрепляет контрреволюционные замыслы правитель­ства. Да, мы с народом, но мы отвергаем претензии тех, кто один хочет говорить от имени народа и ограничивает понятие народа книжным понятием «сознательного про­летариата»... Мы говорим правительству: если вы не уме­ете выполнить народных требований, то уходите и очи­стите место для настоящих представителей народа... На­шим крайним партиям мы говорим: не забывайте, что у нас общие цели с вами, и тогда вы будете иметь нас на своей стороне. Но вы себя изолируете и сами роете себе яму, ставя революции недостижимые цели, разнуздывая ее стихийные силы и объявляя революцию непрерыв­ной... Мы, наконец, обращаемся ко всем сознательным элементам и говорим: не ждите, пока анархия в стране вызовет беспощадную реакцию.

Не оставайтесь пассив­ными и как можно скорее организуйтесь, чтобы успеть сохранить завоевания революционного времени от {128} контрреволюционных попыток, которые неминуемо последуют, если дела будут идти так, как идут сейчас...»

Это именно и случилось!

«Партия Народной Свободы, — писал в 1906 году П. Б. Струве, бывший тогда одним из главных идеологов этой партии, — есть партия либеральная: она ставит вы­ше всего свободу личности, гражданские права и широ­чайшее самоуправление. Она есть партия демократичес­кой конституции и демократических социальных реформ... Существенное отличие нашей партии от известного типа партий, стоящих налево и направо от нас, заключается в том, что наша партия есть партия не классовая. Это не значит, что наша партия отрицает всякое значение классового деления, классовой борьбы, классового само­сознания, но поверх классовых делений, над ними и в глубине под ними она находит интересы и идеалы обще­человеческие. Носительницей этих общечеловеческих идеалов в исторически данных условиях жизни отдель­ных народов, по идее нашей партии, должна и может явиться целая нация. Таким образом, классовым партиям наша партия противопоставляет себя, как партию на­циональную. Партия национальная не в смысле отстаива­ния интересов одной привилегированной народности, хотя бы и той народности, которая заложила основы самому бытию нашего государства, а в смысле идейно-государ­ственном, в смысле признания того, что интересы отдель­ных лиц и классов необходимо объединяются в одном высшем идеальном интересе, интересе государства.

Наша партия либеральная. Истинный либерализм требует всестороннего развития личности в самом широ­ком ее своеобразии, во всех ее проявлениях.

Наша партия отстаивает начала свободы личности, для всякой личности, и потому она демократична.

Никакая идея воспитания не может оправдывать примирения с насилием и насильничеством, откуда бы оно не исходило. Никогда мы не должны забывать, что во имя высших начал и целей, которыми живет и {129} должна жить наша партия — мы обязаны оставаться непри­миримыми врагами насильничества. Но также мы обяза­ны быть непримиримыми врагами трусливых и бесчест­ных компромиссов с ложью, в какие бы соблазнительные одежды она не облекалась. Честная политика, основан­ная на правде и справедливости, есть в своем существе ни что иное, как воспитание общественного человека».

27 апреля (10 мая по новому стилю) 1906 года в Петербурге состоялось торжественное открытие Первой Государственной Думы, в которой партия Народной Сво­боды имела большинство. Петербургская либеральная газета «Речь» по этому поводу писала:

«История сохранит светлое воспоминание об этом светлом часе в истории русского народа. Это будет пер­вый час новой эры в жизни страны».

А представитель правительства, статс-секретарь Фриш, открывая первое заседание, между прочим, ска­зал, обращаясь к народным представителям:

«Вам, призванным к широкому участию в законода­тельной деятельности, выпала счастливая доля работать при полном свете публичности и гласности и при полной свободе слова. Каждый шаг, вами сделанный по новому пути, каждая высказанная в ваших собраниях мысль, немедленно сделается достоянием всего народа, который при помощи печати будет зорко следить за всеми дей­ствиями и начинаниями вашими».

Так оно на само деле и было.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: