Контрольного задания. Показатели качества жизни менялись на протяжении длительного периода

Показатели качества жизни менялись на протяжении длительного периода. Если в 1950-1960-х г.г. качество жизни оценивалось исходя из величины ВВП, приходящегося на одного жителя страны, то в последующем начинает учитываться система показателей, которые характеризуют различные стороны существования человека /1/. Во второй половине 1980-х г.г.формируется понятие индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в котором учитывается не только потребление материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величинах ИРЧП по странам, входящим в ООН. В этих расчетах величины ИРЧП определяются как средние арифметические величины из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП.

Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:

(1)

где I – индекс данного вида; Dф - фактическое значение показателя; Dmin - значение показателя, принятое как минимальное; Dmax- значение показателя, принятое как максимальное.

При расчете индекса ожидаемой продолжительности жизни в качестве максимального было принято значение - 85 лет, минимального – 25 лет. Фактические значения продолжительности жизни по вариантам приведены в табл. 1 исходных данных.

Индекс уровня образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3). Показатели уровня образования по вариантам приведены также в табл. 1.

Пример. В 1994г. уровень грамотности взрослого населения России составил 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет – 49,1% (26 млн учащихся в средних и высших учебных заведениях при 52,9 млн человек в возрасте до 24 лет). При этих данных и нормативном диапазоне (100-0%) индексы грамотности и доли учащихся в 1994 г. по формуле (1) составили соответственно:

Учитывая веса этих индексов (соответственно 2/3 и 1/3), получаем индекс уровня образования для России в 1994 г.:

При расчете индекса реального душевого дохода ВВП. максимум этой величины был принят в размере 5450 долл., а минимум – 100 долл. США. При этих данных и фактической величине ВВП на душу населения для своего варианта (см. табл.1) по формуле (1) рассчитать индекс душевого дохода Iд.

На основе индексов ожидаемой продолжительности жизни (I п.ж), образования (Iобр) и душевого дохода (Iд) рассчитывается ИРЧП:

Показатель ИРЧП позволяет ранжировать страны по его величине и определять место, которое занимает страна в сравнении с другими странами, для которых рассчитывался указанный показатель.

В 2002 г. Россия по величине ИРЧП оказалась на 57 месте в мире из 174 стран, для которых рассчитывался этот показатель. Наиболее высокие значения индекса оказались у Норвегии, Швеции, Канады. В начале ХХ1 в. по величине ИРЧП Россия не поднималась выше 50-го места.

3.2. Контрольные задания

Определить величину показателя ИРЧП по своему варианту. Исходные данные приведены в табл.1

Таблица 1 - Показатели для расчета индекса развития

человеческого потенциала

  Варианты   Фактическая продолжительность жизни населения страны, лет Уровень образования, % Фактическая величина ВВП на душу населения страны, долл. (max – 5450. min – 100)
  уровень грамотности   доля учащихся до 24 лет
0-1        
2-3        
4-5        
6-7        
8-9        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: