Предлож-е имеет свою парадигму (макс – 8 членов) – корреспондент пишет, писал, будет писать, писал бы etc.
Должествовательное наклонение (по Шведовой является одной из форм парадигмы) – корреспондент должен писать
+ Побудительное – пиши, корреспондент!
Основа предикат един – гл члены – предикат-й цент предложения
1. Двусост-й (подлеж, сказ)
2. Односост
Семантич-я классификация простых пр-й. Пр-е – драма мысли. Два подхода. Этим вопросом занимаются Шолохова и Шведова.
Семантическая структура – содержание пр-я, представленное в обобщенном типизированном виде.
Пять сем-х моделей пр-я:
1) субъект и его действие (не жалею, не зову, не плачу) акциональное значение и статическое значение (город спит) модальное (он хочет чаю) фазисное (кончилась зима)
2) субъект и его состояние (ему нездоровится, мне грустно)
3) субъект и его качество (студент талантливый)
4) субъект и его количество (нас семеро)
5) субъект и его квалификация (Брат – учитель. Город называется Москва)
семантика бытийности (Существует в мире правда.)
1) субъект и его состояние
2) внешний вид – лицо в пыли, небо в звездах
3) пр-е где одно отвлеченное понятие раскрывается через другое – смысл жизни в поисках
4) постоянные свойства характера – естественность в ее духе.
Предложения могут иметь парадигмы, основанные на соотнесенности форм сказуемого во временном и модальном плане.
То есть: 3 времени (наст, прош, буд) + 3 наклонения (изъявительное, условное, повелительное) = 9 компонентов в парадигме.
Например: Он хороший педагог. - Он будет хорошим педагогом. - Он был хорошим педагогом. - Он был бы хорошим педагогом. - Он мог быть хорошим педагогом; Студент хорошо занимается. - Студент хорошо занимался. - Студент будет хорошо заниматься. - Студент мог бы хорошо заниматься; Мне легко. - Мне будет легко. - Мне было легко. - Мне могло бы быть легко.
Вопрос 8