Ой вопрос. Педагогические принципы работы над музыкальным произведением

Педагогические принципы работы над музыкальным произведением. Две зоны педагогического контроля над текстом. Содержание этапов и методы работы. Организация домашней работы ученика. Раскрыть на примерах пьесы, сонатины, либо вариаций (по выбору).

Работа над музыкальным произведением.

Этапы работы. План-анализ музыкального произведения.

Работа над музыкальным произведением — это длительный процесс вживания в образный мир сочинения и поиск адекватных звуковых и технических средств воплощения.

Это процесс «бесконечного вслушивания» в музыкальное произведение.

1. Понятие интерпретации. Виды интерпретаций: аутентичная и «субъективно-художественная».

· - «Аутент и чная» - максимально прибл и женная к авторской эпохе, эстетике, акустике, тембрам, динамике, приёмам игры и психофизике автора, его инструментарию и т.д.

· - «Субъективно-психологическая» или «Творческая» - передающая Дух, авторскую Идею, Замысел, не преследующая цели играть только на старых инструментах эпохи, когда жил автор и т.д.

Изучение стилевых закономерностей (штрихи, туше, фразировка, динамика, педаль) и авторских указаний.

Нотный текст — источник слуховых и моторно-двигательных представлений, источник символики образа и вдохновения: зашифрованное письмо композитора из прошлого, которое надо точно расшифровать и озвучить.

2. Понятие музыкально-выразительных средств:

Авторские музыкально-выразительные средства и роль интеллектуального контроля при анализе и работе над ними:

а) жанр, размер, темп;

б) звуковысотность, мелодия, лад, гармония;

в) метроритмическое устройство;

г) артикуляционные обозначения;

д) формообразующая динамика (фактурная плотность или разреженность, регистровка, ремарки нюансов).

Исполнительские музыкально-выразительные средства и роль интеллектуально-эмоционального уровня контроля при анализе и работе над ними:

а) ремарки автора (редактора) об аппликатуре, педализации;

б) характер фактурного расслоения и соотношения рук в штрихах, в динамике при работе над различными фактурными фрагментами, элементами;

в) анализ и определение меры агогических отклонений, характера «рубато», общей единицы движения в зависимости от стиля и указаний автора о размере, жанре и темпе;

г) характер звука, туше, тембра на основе авторской динамики, фактурных эффектов («эхо», «соло-тутти», «имитации», характерных регистров и т.д.);

д) фразировка и мотивное интонирование на основе авторской артикуляции, гармонии и на основе метрической структуры произведения; роль Каданса и объединяющих движений в создании сквозной формы развития;

е) значение музыкального интеллекта, воображения, темперамента.

Главные аспекты работы:

1. Изучение уртекста, текстологических и педагогических редакций, выбор оптимальной редакции и подготовка ее для ученика (аппликатура, педаль, штрихи, цезуры и т.д.);

2. Осознание исполнительской традиции данного произведения. Познакомить ученика с различными трактовками пьесы;

3. Биографические данные, этапы творчества, круг образов композитора, источник музыкального вдохновения;

4. Трактовка инструмента, присущая данному стилю и композитору;

5. Особенности пианизма данного композитора.

Основные этапы и содержание работы над произведением:

I этап работы над произведением: Подготовительный

Цель - музыкально-психологическое ознакомление ученика с произведением; создание своего исполнительского замысла; грамотное исполнение в медленном темпе.

а) Скорость освоения учеником I-ого этапа работы над произведением зависит от прочности навыков чтения с листа, а именно от:

— знания «языка нот»;

— умения определять структурную, смысловую логику музыкального текста;

— точной двигательной реакции на сигналы нотного текста.

Рекомендуется читать музыку глазами до игры — «разведка глазами» (Баринова М.);

б) Роль образных, программных установок, аналогий, ассоциаций;

в) Постановка исполнительских задач на уроке: артикуляция - характер движения руки;

г) «Аранжировка» пьесы в облегченном варианте, передающем главную мысль сочинения: мелодия плюс бас; «гармонический скелет»; в фуге — исполнение только тем или «метроритмический скелет» на крышке; игра вдвоём с педагогом и т.д.

II этап работы над произведением - Аналитический

1. Цель - воспитание профессионального отношения ученика к тексту, грамотность прочтения и видения текста:

а) внимательно читать ключевые; «случайные знаки» — это необходимая тональная ориентация слуха и настройка клавиатурной топографии для аппарата;

б) анализировать и слушать интервальный состав мелодии, количественный состав аккордов;

в) осмыслить все обозначения штрихов, лиг, пауз, фермат, переносов;

г) осознать весовое значение динамических обозначений, акцентов;

д) перевести все неизвестные термины;

е) просчитать ритмические фигуры и их соотношение с внутридолевой пульсацией;

ж) проанализировать аппликатурные указания и учить ученика сознательно ориентироваться в аппликатурных формулах.

2. Отдельно посвятить время работе над мелодией, выразительным интонированием, артикуляцией и фразировкой, звуковым воплощением. Отдельно работать над элементами выразительности в левой руке.

3. Анализ ладово-гармонических связей, тональный план сочинения. Работа по фразам, предложениям. Выявление кульминаций. Динамический план произведения.

Полезно с учениками составить схему-модель сочинения по тонально-тематическому плану. (см. «Анкета»)

4. Тщательное проигрывание — работа над тембральными и регистровыми красками. Тонкая нюансировка. Педализация отрабатывается с каждой рукой отдельно.

5. Чередование синтеза и анализа: возвращение к первоначальным этапам для усовершенствования на новом витке.

Выучивание наизусть желательно на раннем этапе синтеза. Использовать произвольную память, а не автоматическую – т.е. не ждать, когда пьеса «запомнится сама». В ином случае возможны «провалы» памяти на сцене.

Эскизное разучивание произведений ограничивается I-ым и II-ым этапами.

III этап работы над произведением – Концептуальный или Синтез

Цель — создание полной развернутой музыкально-психологической концепции исполнения — интерпретации:

1. Эмоциональная раскрепощенность и динамическая яркость характеристик;

2. Исполнение в темпе целиком. Тренировка выдержки и расчетливости в исполнительских средствах.

3. Достижение свободы и блеска в техническом воплощении.

Роль чередования быстрого и медленного темпа в работе над произведением, работы по нотам и без нот. Роль беспедального контроля. Возвращение к элементам работы II этапа.

IV этап работы над произведением: Публичное выступление

Сцена — это проверка правильности всей системы работы в классе, это итог всей системы обучения ребёнка, где все компоненты взаимосвязаны: музыкальное мышление, слух, память, двигательные навыки, ритмические, динамические представления, контроль за дисциплиной и режимом занятий.

Необходимо прививать ребёнку чувство ответственности перед слушателем и вместе с тем любовь к игре на сцене, умение «общаться» со слушателем:

1. Создание концертной обстановки задолго до выступления:

— запись на магнитофон;

— концертная форма одежды;

— умение кланяться, входить, садиться, вставать и т.д.;

— открытая крышка рояля;

— «домашние» концерты: перед родными, перед игрушками, друзьями и т.д.;

— умение концентрировать внимание на начале произведения:

внутренний слух начинает раньше играть на 2-4 такта;

Репетиция в зале — это мгновенная акустическая корректировка темпа, динамики, педали, соотношения звучности - требует быстрой реакции слухомоторных навыков. Все звуковые эффекты и градации динамики звука должны корректироваться с расчетом на полный зал (публика вбирает в себя часть звука и обертоны).

2. Предконцертный режим поведения и питания: - за 2 дня - ничего острого, солёного, жареного, жирного; не пить много воды, чтобы не отекали пальцы. Только фрукты, овощи, щадящая диета, можно шоколад, какао. Регулярно очищать кишечник.

— не менять резко распорядок дня и привычный уклад жизни,

— больше гулять на свежем воздухе – в парке, у воды;

— беречь силы за 2-3 дня - м е ньшие физические и психические нагрузки, не смотреть слишком трагические фильмы, постановки, ни с кем не ссориться и т.д.

— в день концерта не «гонять» целиком программу, а только репетировать «начала», трудные «эпизоды» и играть упражнения, гаммы;

— знание психологии (особенностей психомоторики, темперамента) ученика и подбор нужных установок для него (устных и письменных);

— аутотренинг, самогипноз, дыхательная гимнастика, лёгкая физзарядка в течение дня.

Волнение — «подъем» и волнение — «паника». Во втором случае – примешивается «нечистая совесть». (С недоработанными, «сырыми» сочинениями педагог не должен выпускать ученика на сцену).

3. Повтор пройденных пьес через определенное время, накопление концертного репертуара учеником.

4. Поощрение за самостоятельное разучивание пьес.

Возможно рассматривать всю работу над музыкальным произведением по определённым педагогическим уровням – блокам:

1-ый уровень – обеспечение грамотного прочтения авторского текста. Строгая зона работы, логический контроль педагога и ученика: ноты, ритм, штрихи, паузы, позиционные и аппликатурные решения, первичная координация рук.

2-ой уровень – художественно- эмоциональное, образное прочтение текста: мотивно-весовая и фразировочная организация, интонирование, динамика, S § ¹ M T U É Ù < > ¡* Î ritenute, и поиск адекватных образных ассоциаций – «ключей», слов «экстрактов».

3-ий уровень - стилистическое прочтение авторской звучности: особенности тембральных красок, особенности прикосновения – туше, особенности пластики рук и жестов, особенности формообразования тематизма (гармонии, модуляций, отклонений) и формы произведения в целом.

4- ый уровень – выявление индивидуально-значимой манеры исполнения данного произведения как с точки зрения жанра, так и с точки зрения ученика; Творчески-варьируемая, свободная зона работы – выявление и обоснование манеры преподнесения данного сочинения для слушателя, либо создание индивидуальной манеры (для конкретного ученика). «Сценическое общение» со слушателем основано на изучении психологических черт личности автора пр-ия, особенностей его мировоззрения, философии, темперамента и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: