«Работа над музыкальным произведением – это процесс бесконечного вслушивания.» (НейгаузГНейгауз.)
Работа над музыкальным произведением - это детализация звучания и поиск вариантов различных соотношений этих деталей: постоянный слуховой «анализ – синтез» - как по горизонтали так и по вертикали нотного текста;
1) Анализ авторских средств: «вижу-слышу» точные ноты, «слышу- знаю» тональность (ключевые знаки),
2) «чувствую» энергию размера пьесы и считаю вслух! - её пульс, сильные доли, понимаю и подчёркиваю жанр пьесы.
3) Анализ штрихов, лиг-хореев, лиг-мотивов, динамики, акцентов.
4) Анализ Аппликатуры – точнейшим образом проверить по нотному тексту!!! (определи позиционные формулы в каждом виде фактуры)
I. Работай отдельно каждой рукой:
5) Простучи ритмический рисунок на крышке инструмента со счётом по внутридолевой пульсации вслух! Сыграй правой р. со счётом по шестнадцатым: xxxx xxxx xxxx.
6) Вычлени мелодию, - играй пр.р. и пой нотами с дирижированием по восьмым e e левой рукой, и наоборот;
7) Вычлени линию баса – сыграй и спой нотами, просчитай так же, как правую с дирижированием.
8) Плавно «обведи» все мелодические подъёмы и спады вспомогательными горизонтальными движениями к 5-му пальцу («качели», «пронации») и горизонтальными движениями к 1-ому пальцу –(«мостики», «супинации»); Динамически «раскрась» все мелодические подъёмы нажимами в дно клавиатуры.
9) Расчлени мотивы, фразы, предложения с помощью дыхания кисти и мягких по звуку окончаний. (отдельно к.р.)
10) Объедини несколько мотивов в единую фразу, используя тяготение слабых долей в сильные и общее устремление к К4/6. (отдельно к.р.)
11) Наполни весом длинные и высокие звуки по примерной таблице, см. ниже H:
Помни о соотношении рук и длительностей на рояле, используй разные уровни веса между руками:
- W w w H H - всё «крыло», IV--V уровень в еса (пальцы + кисть+ предплечье + вес плеча + корпус).
- H H H q q - III-ий уровень веса (пальцы + вес кисти + вес предплечья (локтя))
- q q q q e e e e - II уровень веса – это вес пальца + вес кисти,
- e e e e x x x x - 1-ый уровень веса - это вес пальца, чёткий подъём, острые «коготки»;
II. Работа двумя руками вместе:
12) Медленно, с удовольствием вслушиваясь в интервалы, сыграй «вертикали» (гармонический скелет):
- мелодия + басовый голос, (правая рука + левая рука),
- мелодия + фигурации; (правая рука + левая рука),
- анализируй интервалы, стройно складывай гармонию на основе сильного звучания баса.
13) Раскрась гармонии по басу: Т(синий), S(жёлтый), Д(Красный)), К4/6(Малиновый), II(зелёный), VI(жёлто-голубой); III-(розово-голубой), VII (фиолетовый)
14) Организуй пластику запястий каждой руки («дыхание») во время игры по размеру,
грамотно: 1 доля 2 доля 3 доля 4 доля
15) Выпиши все термины в тетрадь – найди перевод по словарю.
Цель работы:
Воплотить истинный замысел автора произведения и получить наслаждение от звучания рояля и общения с гением, реализовать свой музыкальный талант.