Развитие творческих навыков учащихся в младших классах

1. Подготовка педагога к занятиям по развитию творческих навыков учеников включает:

а) подготовку карточек с записью песенок, попевок, где необходимо допеть — «досочинить» тонику, либо пропущенный звук или паузу, затем фразу;

б) подготовить картинки с изображением зверей, птиц, героев мультфильмов, к которым ребенок сочиняет стишки и попевки; либо известные детские стихи ребенок «перекладывает» на музыку, используя опевание I, III, V ступеней;

в) важно научить ребенка вслушиваться в «человеческую» речь — в интонации «вопроса», «ответа», «призыва», «вздоха» и т.д. и стимулировать адекватный поиск и передачу на инструменте известными ему интервалами (кварта, квинта, секунда) и простейшими 3-х, 4-х звучными попевками. Сюжетом могут послужить известные сказки, мультфильмы;

г) обращать внимание ребенка на простейшие ритмические формулы и соотношения длительностей в подборе мелодии и баса к ней (остинато, бурдон, маркизовы басы, квинты, простейшие фигурации на основе трезвучий), игра в ритмическом контрапункте;

д) аранжировка песенок в виде марша, вальса, польки, хорала, менуэта;

е) рекомендуется ансамблевое музицирование, где в виде игры в «дразнилку» можно развивать реакцию на изменение темпа, динамики, характера, штрихов, лада.

Роль пения в подборе по слуху. Транспонирование знакомых попевок, песенок.

2. Воспитание навыков чтения с листа и «разбора» произведения, построенного на анализе:

а) размера пьесы, долевой пульсации (прохлопывание пульса пьесы с постепенным включением ритмических подробностей отдельно каждой рукой и вместе;

б) анализ фактуры — выявление главной мелодической линии, линии баса, фигураций, схемы движения голосов; анализ штрихов;

в) анализ позиций и их сочленений; «упрощение» фактурных сложностей в гармонические вертикали (фигурации, разложенные аккорды «сжать» в «позиционные комплексы»);

г) поиск координационных движений вне клавиатуры — использование упрощенной «транскрипции» на крышке инструмента — «релятивно» и на рояле: мелодия + бас, если это полифония — только «темы».

Уметь анализировать репертуар «0» и 1-ого классов за роялем. Самостоятельно: сочинение вариаций.

Большая Роль пения в подборе по слуху. На уроке учить транспонированию знакомых попевок, песенок.

2. Воспитывать навыки чтения с листа и «разбора» произведения, построенного на анализе:

а) размера пьесы, долевой пульсации (прохлопывание пульса пьесы с постепенным включением ритмических подробностей отдельно каждой рукой и вместе;

б) совместно с педагогом на уроке делать анализ фактуры — выявление главной мелодической линии, линии баса, фигураций, схемы движения голосов; анализ штрихов;

в) анализ позиций и их сочленений; «упрощение» фактурных сложностей в гармонические вертикали (фигурации, разложенные аккорды «сжать» в «позиционные комплексы»);

г) поиск координационных движений вне клавиатуры — использование упрощенной «транскрипции» на крышке инструмента — «релятивно» и на рояле: мелодия + бас, если это полифония — только «темы».

Уметь анализировать репертуар «0» и 1-ого классов за роялем. Самостоятельно: сочинение вариаций.

Рекомендуемая литература:

Л.А. Баренбойм «Путь к музицированию»

Тургенева Э.Ш., Малюков «Пианист-фантазер»

Шатковский А. «Развитие творческого музицирования»

Мальцев С. «Комплексная методика по творческому развитию начинающего музыканта»

Соколова «Ребенок за роялем»

Главная цель обучения в младших классах: сформировать понятие — музыка — это язык; понятие: Звук= это слог от одного слова. А нотная запись — источник слуховых и звуковых представлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: