1. Постепенное усложнение содержания, глубины музыкальных образов; усложнение исполнительских приемов в произведениях — использование контрастных штрихов, контрастной динамики, тщательная фразировка.
2. Важно обращать внимание на необходимость дыхания, цезур, художественное осмысление пауз и тщательную отработку координации движений рук в опорах, штрихах, в интонациях.
3. Уделять внимание работе над единым темпом, единой долевой пульсацией, особенно в произведениях крупной формы.
4. В репертуар должны входить произведения разнообразных жанров и стилей, большое внимание следует уделить исполнению кантилены, полифонии:
а) в полифонических пьесах — контрастного, подголосочного, имитационного типа добиваться прослушанности, тщательности в отделке каждого голоса, ставя артикуляционные, динамические, координационные и другие задачи;
б) важно учить ребенка слышать элементы музыкальной речи и особенности взаимодействия элементов этой речи (касается всех стилей и жанров). Использовать метод подтекстовки.
|
|
5. В младших классах обязательно знакомить ребенка со всеми основными элементами техники: гаммы, арпеджио, аккорды, обращения, двойные ноты, октавы (сексты).
Главное условие: пальцевая дифференциация, ровность, четкая организация опор и горизонтальные связующие движения.
6. Выбор этюдов должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей учащихся и с учетом трудностей и задач исполняемой программы. Тщательный анализ позиций, артикуляции, фортепианных формул, смены позиций и движения, координации рук.
7. Работа над начальными педальными упражнениями; вводить запаздывающую и прямую педаль в отдельных упражнениях, эпизодах произведений.
Роль слухового контроля при работе над педалью.
Важно влюбить ребенка в процесс вслушивания и работы над произведением, вызвать стремление к достижению образного, яркого исполнения.
Студент должен уметь составить комплексную развивающую программу для ученика 2-ого класса. Анализировать ее музыкально-выразительные средства и педагогическую целесообразность.
Примерный Репертуарный План ученика 2-ого класса на год:
1. Бах Маленькая Прелюдия До маж. №2 (знакомит с элем. имитационной полифонии, с органным звуко)
2. Корелли Сарабанда (контрастная полифония, кантилена в л.р. – струнные, в пр.р. – вокальная мелодия)
3. Кабалевский Сонатина ля минор (знакомит с пунктирным ритмом в различной динамике и образах)
4. Чайк Стар. Франц. песенка – знакомит с 3-х ч. формой контрастного содержания, с гитарным штрихом в л.р.и подголосочной полиф. в крайних разделах
5. Шуман Смелый наездник. знакомит с аккордовой фактурой, с жанром «качча», и проведением мелодии в л.р. в среднем разделе.
|
|
6. Гречанинов Грустная песенка. си минор – знакомит с мягким аккомпанементом на слабую долю в л.р.и проведением сочного звука впр.р. – кантиленная пьеса.
7. Кабалевский Вариации Фа маж. – знакомит с принципом варьирования мелодии в разных жанрах, обилие разных штрихов, хоровой Финал. – это концертная крупная форма.
8. Клементи Сонатина До маж. – знакомит с оркестровой краской, с напевной трактовкой пассажей, и Кодой – заключением.
9. Черни-Гермер Этюд № 28, 31, 32, 33, 36, 42, Дювернуа Этюд До маж (сексты)для Октавной подготовки.
10. Ансамбль – Моцарт «Игра детей» - учит слушать мелкие фигурации у 2-ой партии.
11. Для Эскизного разучивания: Барток из цикла «Детям» - «Крестьянский танец», или «Танец медвежат» знакомит с современным муз. языком, с красочными тембрами.
12. Чтение с листа: Этюды Черни - Гермера №№ 1-20, Гнесина «Фортепианная азбука», Гречанинов «Бусинки» и др.
Рекомендуемый музыкальный материал:
Гречанинов А. «Бусинки», «Детский альбом»
Л. Моцарт «Альбом В.А. Моцарта»
Бах И.С. «Нотная тетрадь А.М. Бах»
Бах И.С. «Нотная тетрадь В.Ф. Баха»
Бах И.С. Маленькие прелюдии, 2-х голосные инвенции
Прокофьев С.С. «Детская музыка»
Б. Барток «Детям», «Микрокосмос» (I-II-III ч.)
Моцарт, Бетховен, Кулау, Клементи, Чимароза. Сонатины
«Фортепианная игра» под ред. Николаева
«Звуки мира» вып. 1-15
«Юный пианист» — I ч.; Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 1, 2, 3 классы. М., 1991 г.
К. Черни-Гермер. Этюды
П. Чайковский «Детский альбом»
Р. Шуман «Альбом для юношества»
Сб. «Французские композиторы — детям»
Сб. «Избранные пьесы японских композиторов для детей» и др.