В результате составляется резюме основных тенденций макро- и микросреды. В нем необходимо продумать ранжированное влияние факторов с доказательствами в поддержку своих заявлений.
Данные таблицы, или документа, ложатся в основу SWOT-анализа.
Его форма выглядит следующим образом:
Внутренние факторы | Сильные стороны | Слабые стороны |
Внешние факторы | Возможности | Угрозы |
Для того, чтобы SWOT был неформальной процедурой, необходимо, чтобы в нем нашли отражение критические элементы, соотнесенные с наиболее сильными конкурентами на данном рынке. Его можно проводить для каждого рынка и для основных конкурентов. Если SWOT проведен качественно, то на его основе можно принимать решения о будущем компании. Для этого существуют следующие правила:
1) Сфокусировать SWOT, т.е. ограничить его информацией именно об исследуемом рынке (сегменте, географической территории или продукте).
2) Соотносить SWOT с данными о сопернике по рынку. Сила является таковой, если по исследуемому аспекту бизнеса фирма превосходит конкурента.
|
|
3) Фиксировать информацию четко и сжато, чтобы другие менеджеры составили о SWOT такое же мнение.
Во внутренних факторах SWOT учитывают:
а) маркетинг: продукт, ценообразование, продвижение, маркетинговая информация (разведка), ресурсы, сервис, распределение, торговая марка и позиционирование;
б) инжиниринг и инновации (например, скорость разработки и выпуска новых товаров на рынок);
в) оперативная деятельность: производство, сбыт и маркетинг, обработка заказов и сделки, эффект масштаба и синергии;
г) персонал: исследования и разработки, дистрибьюторы, маркетинг, сбыт, сервис после продаж и во время обслуживания;
д) менеджмент: организационное структурирование, иерархия власти, конкуренция маркетинга;
е) ресурсы фирмы: людские и финансовые.
Объектами анализа внешней сферы являются:
1) общественные (культурные) силы;
2) технологические силы;
3) экономическая ситуация;
4) конкуренция: участники глобального рынка, возможности компании на международном, внутреннем и локальном рынках, интенсивность конкуренции, угроза появления новых конкурентов, давление со стороны товаров-субститутов, потребности покупателей, рыночная власть покупателей, дистрибьюторов и поставщиков.
Методика SWOT – анализа предлагает сначала выявление сильных и слабых сторон организации, а так же возможностей и угроз внешней среды, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. В анализе «SWOT» (сл. 66) выделяются парные комбинации, которые должны быть учтены при разработке стратегии организации.
|
|
Слайд 66.
Развернутая методика SWOT – анализа может быть рассмотрена на примере проекта организации производства моторных лодок для отдыха населения.
Исходные данные: планируется к реализации проект освоения предприятием новой продукции – моторные лодки для отдыха населения.
На 1-м этапе анализа перечисляются слабые и сильные стороны проекта, а также угрозы и возможности для проекта во внешней среде организации (сл. 67).
Слайд 67.