Тема 5. Кредитоспособность предприятия
Кредитоспособность, т. е. возможность, имеющаяся у предприятия для своевременного погашения кредитов, оценивается в целом так же, как платежеспособность. Однако для решения вопроса о предоставлении кредита либо отказе в нем банку нужна более широкая информация, чем коэффициенты платежеспособности даже в динамике. В необходимую информацию для оценки кредитоспособности включается не только состояние активов и пассивов, но и объем продаж, и прибыль. Следует учесть, что кредитоспособность — это не только наличие у предприятия возможности вернуть кредит, но и уплатить проценты за него.
В настоящее время разные банки применяют различные методы для оценки кредитоспособности предприятий. Если принять во внимание эти методы и учесть опыт оценки кредитоспособности банками других стран, то сформируется круг показателей кредитоспособности, а точнее — система таких показателей. Они представлены в следующей схеме.
Предполагается, что показатели, содержащиеся в схеме, должны оцениваться в динамике и в сравнении их на разных предприятиях одинакового профиля деятельности. Кроме того, оцениваются отдельно темпы роста или снижения объема продаж и прибыли.
|
|
1. Отношение прибыли к чистым активам. Показывает, насколько эффективно используются активы для создания прибыли. При этом важно определиться, какая прибыль принимается в расчет — только от реализации или общая. Это зависит от профиля деятельности предприятия и состава его активов. Если активы по своему составу обеспечивают главным образом осуществление основной деятельности, то правильнее принимать в расчет прибыль от реализации и общую стоимость активов. Если, например, в составе активов значителен удельный вес долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений, которые в итоге должны давать предприятию дополнительную прибыль, то точнее будет сопоставление общей суммы прибыли с общей величиной чистых активов, либо прибыли от реализации с чистыми активами за вычетом активов, не отвечающих основному профилю деятельности предприятия.
Чистые активы — это в общем виде суммарная величина активов за вычетом долговых обязательств. Особенности структуры наших балансов привели к необходимости уточнить этот метод определения чистых активов при сохранении его общего смысла. В соответствии с действующей методикой чистые активы — это активы за вычетом следующих элементов баланса: задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, убытков, целевых поступлений и финансирования, долгосрочных пассивов, краткосрочной задолженности. Как видим, и при таком расчете чистые активы практически равны активам за вычетом долгов с некоторой корректировкой.
|
|
2. Отношение прибыли к выручке от реализации. Для этого показателя правильнее принять в расчет не всю прибыль, а лишь прибыль от реализации, т. к. только ее сумма сопоставима с объемом продаж. Этот показатель весьма важен для оценки возможного увеличения прибыли в случае роста объема продаж. Но особое его значение возникает в ситуации, когда объем продаж снижается. Следствием снижения объема продаж, как правило, является возникновение необходимости снизить либо постоянные затраты, либо прибыль. Если предприятие хочет сохранить прежний уровень рентабельности (т. е. значение рассматриваемого показателя), надо снижать постоянные расходы. Практически это означает либо уменьшение численности управленческого аппарата, либо замену помещений на более дешевые, либо другие меры, приводящие к экономии постоянных расходов.
3. Отношение объема реализации к чистым активам. В данном случае оговорка о том, все ли чистые активы целесообразно принимать в расчет, такая же, как при рассмотрении показателя отношения прибыли к чистым активам. Рост этого показателя благоприятен для предприятия, но только при условии, что реализация не является убыточной. Если выручка от реализации меньше затрат на реализованную продукцию, любой рост объема продаж приводит к увеличению убытка в расчете на единицу чистых активов.
4. Отношение объема продаж к стоимости основных средств. Этот показатель оценивает эффективность использования зданий, сооружений, машин, оборудования. Если уровень его высок, это может означать одно из двух:
а) предприятие действительно эффективно использует основные средства в целях обеспечения больших объемов продаж;
б) производство, которым занимается предприятие, характеризуется высокой трудоемкостью, а не капиталоемкостью. Если высокая трудоемкость объективно присуща данной сфере деятельности, рассматриваемый показатель вообще не представляет большого интереса. Если же высокая трудоемкость объясняется несовершенной технологией производства, то, как правило, высокий уровень показателя отношения объема продаж к стоимости основных средств сочетается с низким уровнем отношения прибыли к выручке от реализации.