Последовательность профессионального отбора

1) Создание кадровой комиссиитех, кто будет изучать документы, и проводить собеседование;

2) Формирование требований к рабочим местам:

(разработка профиля требований к рабочему месту)

ü описание содержания работы (что должно быть сделано)

ü характеристика ее выполнения (как должно быть сделано),

ü определение всех предпосылок, которым должен отвечать человек, чтобы успешно справиться с соответствующими задачами.

3) Объявление о конкурсе в СМИ – в объявлении о текущей вакансии необходимо указать:

4) Медобследование здоровья (работоспособности) необходимо определить:

Ø обладает кандидат физиологическими и физическими способностями для выполнения работы;

Ø выявить состояние здоровья на момент поступления, чтобы избежать иска о потери здоровья в компании;

Ø избежать заразных заболеваний.

5) Оценка кандидатов на психологическую устойчивость – стрессовое интервью, поведение в конфликтной ситуации

6) Анализ увлечений и вредных привычек (мошенничества)

7) Комплексная оценка кандидатов по рейтингу

8) Заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность

9) Утверждение в должности, заключение контракта

10) Оформление и сдача в ОК кадровых документов кандидата.

· Прием на работу - это ряд действий, предпринимаемых организацией для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения поставленных целей.

Перечень типовых документов для приема и оформления на работу на предприятие (документы должны быть простые, чтобы можно было самостоятельно заполнить, но давать информацию о кандидате):

ü Личное заявление о приеме на работу – создает первое общее впечатление;

ü Листок по учету кадров – содержит важную систематизированную информацию о кандидате;

ü Трудовая книжка – подтверждает места работы, указанные в биографии, освещает прежние сферы деятельности;

ü Рекомендательное письмо (характеристика) – освещает большинство аспектов профпригодности и личностных качеств;

ü Документы об образовании – дают сведения об успехах в школе (вузе), но не позволяют судить о профессиональной квалификации;

ü Фотография – дает представление о внешности;

ü Бизнес-план работы в должности (для руководителя).

Послеизучения представленных кандидатами анкетных данных и принятия решения о приглашении на собеседовании кандидата начинается самый ответственный период для кадровых служб – отбор претендентов на вакантную должность.

Отбор занимает в механизме управления особое место поскольку:

¨ коллектив предприятия является результатом отбора;

¨ принятие решений по этому вопросу обеспечивает приток на предприятие лучших кадров;

¨ ошибки, допущенные при отборе достаточно сложно исправить.

Источники поиска персонала могут быть внешние и внутренние.

Внешние источники набора – кандидаты, до этого не связанные трудовыми отношениями с данным предприятием.

При проведении внешнего отбора необходимо решить 2 задачи:

ü Привлечь достаточное число кадров;

ü Отобрать лучших.

К внешним средствам привлечения персонала относятся:

Внешние источники Особенности
ü объявления о приеме через СМИ и рекламу предприятия Ø Необходимо правильно сформулировать объявление (качество объявления), чтобы привлечь внимание подходящих кандидатов; Ø Учитывать специфику СМИ (кто читает и кто слушает – программы и передачи)
ü организации, занимающиеся трудоустройством (биржи, бюро и пр.) Ø организации на этом специализируются, Ø обращение к профессионалам экономит время, Ø несут ответственность за достоверность информации; v Центр занятости может предложить не слишком квалифицированного работника, т.к. это может быть специалист, который давно потерял работу; v Агентства по найму дают гарантии за предлагаемого кандидата
ü смежные по профилю предприятия Происходит переманивание хороших специалистов, заинтересовать кандидата можно: Ø моментальная карьера Ø самостоятельная работа без контроля Ø теплые дружеские отношения Ø дополнительные льготы
ü учебные заведения (вузы, колледжи, техникумы)
ü знакомые работников предприятия

Этапы внешнего отбора:

¨ Поиск и привлечение претендентов (личные контакты, агентства, вузы);

¨ Формирование базы данных (с целью сформировать резерв);

¨ Оценка кандидата (различные методы: тесты, деловые игры, задания);

¨ Проведение интервью (с руководителями подразделений);

¨ Проверка информации;

¨ Принятие решения о зачислении.

Внутренние источники набора – это работники данного предприятия.

Внутренними средствами привлечения являются:

ü объявления о найме на работу во внутрифирменных средствах информации, например, в Японии при свободных вакансиях объявляется сначала внутренний конкурс – кандидаты отбираются из числа своих сотрудников;

ü резерв кадров на выдвижение (возможность карьерного роста для своих сотрудников);

ü выпускники учебных заведений, прошедших подготовку и переподготовку;

ü переводимые и перемещаемые работники предприятия (ротация – повышение, понижение в должности);

ü внутрифирменное совмещение должностей, профессий (особенно если это необходимо на короткое время).

ИСТОЧНИКИ ПОИСКА
ВНЕШНИЕ   ВНУТРЕННИЕ
ü Объявления в СМИ, реклама предприятия   ü Объявления во внутрифирменных СМИ
ü Биржи, бюро, агентства   ü Резерв кадров на выдвижение
ü Смежные по профилю предприятия   ü Выпускники учебных заведений
ü Учебные заведения   ü Ротация кадров
ü Знакомые работников организации   ü Внутрифирменное совмещение должностей

8.Маркетинг персонала. Лизинг персонала.

· Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребности в персонале.

В широком смысле маркетинг персонала – философия и стратегия управления человеческими ресурсами. При этом персонал рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов фирмы.

В узком смысле маркетинг персонала – особая функция службы УП, включающая анализ внешних и внутренних факторов, определяющих направления маркетинговой деятельности; разработку и реализацию мероприятий по направлениям маркетинга персонала.

Внешние факторы Внутренние факторы
в маркетинге персонала
¨ Ситуация на рынке труда ¨ Цели организации
¨ Развитие технологии ¨ Финансовые ресурсы организации
¨ Особенности социальных потребностей ¨ Кадровый потенциал организации
¨ Развитие законодательства ¨ Источники покрытия кадровой потребности
¨ КП организаций-конкурентов

Основные предпосылки маркетинга персонала:

¨ организационная структура управления,

¨ состояние кадрового потенциала организации,

¨ наличие вакансий в штатном расписании,

¨ фирменный стиль управления.

Направления маркетинга персонала:

ü Разработка требований к персоналу;

ü Определение потребностей в персонале (количественная и качественная);

ü Расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала;

ü Выбор путей покрытия потребности в персонале;

ü Деловая оценка персонала;

ü Анализ и контроль эффективности распределения трудовых ресурсов организации по должностным позициям.

Лизинг персонала.

Лизинг персонала — своеобразная кратко- или среднесрочная аренда персонала другой фирмы. Обусловливается краткосрочной потребностью предприятия в определенных кадрах.

Возможные причины использования услуг лизинга персонала для компании-работодателя выглядят следующим образом:

· Ограничения по найму постоянного персонала;

· Выполнение специальных срочных проектов;

· Отпуска и болезни сотрудников;

· Проведение выставок и рекламных акции;

· Продление испытательного срока;

· Сезонность производственных процессов;

· Снижение рисков компании, связанных с наймом низко-квалифицированных и не ключевых сотрудников.

В государственной практике идея использования лизинга персонала проявляется в виде обеспечения временной занятости студентов. К категории временного трудоустройства можно также отнести безработных, состоящих на учете в центрах занятости, которым предлагают выполнение общественных работ.

Обратившись к услугам лизинга, компания-работодатель получает возможность:

ü Перераспределить статьи бюджета (заработная плата - услуги);

ü Снять с себя большую часть юридической ответственности перед сотрудниками;

ü Исключить или уменьшить затраты на увольнение сотрудников в связи с завершением проекта;

ü Исключить затраты на подбор персонала;

ü Испытать новых сотрудников без оформления с ними трудовых отношений;

ü Избежать вынужденных простоев в работе;

ü Исключить затраты, связанные с расчетом заработной платы.

В лизинговой операции определяющее значение имеет банк данных высококвалифицированных специалистов, которые не имеют и не хотят иметь постоянного места работы. Если специалист достаточно высокой квалификации, ему не придется долго засиживаться в ожидании очередного предложения. А для кандидата это влечет за собой рост профессионализма, получение возможности сталкиваться с различными условиями работы, задачами и т. д.

Наиболее вероятен лизинг персонала следующих категорий:

· офисный персонал;

· персонал департамента продаж;

· технический персонал;

· рабочие.

Лизинг персонала позволит многим компаниям взвешенно подойти к решению вопроса об оптимальном использовании персонала в деятельности организации.

Таким образом, лизинг персонала может оказаться удобной формой сотрудничества, как для компании-работодателя, так и для кандидата.

Резерв кадров и его формирование.

· Резерв кадров - часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия смежных рабочих мест более высокой квалификации.

· Резерв кадров на руководящую работу – контингент перспективных по возрасту и образованию работников из числа линейных и функциональных руководителей, специалистов и рабочих, обучающихся без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных заведениях, обладающих способностями к руководству людьми, отвечающих требованиям, предъявляемым к руководителям.

В резерв кадров включаются специалисты и руководители, рекомендуемые для замещения должностей, назначение на которые и освобождение, от которых производится приказами директора организации.

В состав РК должны входить специалисты:

Ø с высокими личными и моральными качествами,

Ø учитывать возраст, состояние здоровья,

Ø наличия соответствующего специального образования,

Ø опыт практической работы с людьми,

Ø особое внимание уделять поиску среди молодых специалистов, проявивших способность к руководящей работе.

При принятии решения о зачислении кандидата в резерв следует учитывать:

üвыводы последней аттестации кандидата,

üитоги производственной деятельности на вверенном участке работы,

üотзывы о нем непосредственных руководителей и подчиненных.

Источниками формирования РК являются:

¨ Квалифицированные специалисты;

¨ Заместители руководителей подразделений;

¨ Руководители низового уровня;

¨ Дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих.

Формирование кадрового резерва основывается на следующих принципах:

v Подбор кандидатов и состав резерва по их нравственно-психологическим и деловым качествам для решения задачи постоянного улучшения качественного состава руководителей;

v Соблюдение возрастного и образовательного цензов кандидатов, учитывая, что подготовка руководителя на базе высшей школы занимает 4-6 лет, а расцвет творческой деятельности наступает в 35-40 лет, то возраст кандидатов в резерв 25-30 лет;

v Рациональное определение структуры и состава резерва, т.е. на каждую должность иметь не менее 2 - 3-х кандидатов;

v Регулярный и систематический поиск кандидатов в резерв на основе широкой гласности в организации работы.

Этапы работы с резервом:

1) Анализ потребности в резерве. Для этого необходимо:

ü спрогнозировать изменение структуры аппарата,

ü усовершенствовать продвижение работников по службе,

ü определить степень насыщенности резерва по каждой должности.




double arrow
Сейчас читают про: