Вопрос 5. Профессиональная карьера

Понятие карьеры.

Основные направления карьеры.

Планирование карьеры.

4. Цели планирования карьеры.

Профессиональная карьера.

Горизонтальная карьера.

7. Индивидуальное планирование карьеры.

Вопрос 1. Понятие карьеры.

Карьерой менеджера называется последовательность занимаемых должностей.

Пример 6.1, стр. 102

Планировать карьеру необходимо. Специфика современной организации состоит в заинтересованности в успехах сотрудников как решающем факторе своего собственного, в связи, с чем её руководство вместе с сотрудником или даже за сотрудника планирует его карьеру.

Вопрос 2. Основные направления карьеры.

Различаются три вида карьеры:

1. профессиональное;

2. внутриорганизационное;

3. организационное.

Первое направление касается профессионального развития и деятельности и характеризуется стадиями обучения, приёма на работу, профессионального роста, повышения квалификации, которые работник может проходить в разных организациях, но по своей профессии.

Второе направление реализуется внутри организации по вертикали или по горизонтали.

Вертикальное продвижение по службе наиболее часто отождествляется с понятием карьеры. Горизонтальное перемещение означает ротацию. Карьера в этом случае состоит в том, что изменяется статус самой организации, а также расширяется сфера полномочий в рамках занимаемой должности.

Внутри организации существует особое, центростремительное продвижение. Под такой карьерой понимается доступ к первым лицам организации, движение к верхушке власти (например, собрания и встречи, в том числе неформального характера, при этом осуществляется допуск к неформальным источникам информации.

В этом случае идёт речь о неформальной карьере, которая впоследствии, при желании с обеих сторон может трансформироваться в вертикальное продвижение.

Третье направление означает продвижение по службе путём изменения места работы, перехода в другую организацию. Оно является противоположностью планирования карьеры по принципу пожизненного найма, которое распространено в Японии. Данное направление характерно для условий переходных экономик и экономического кризиса, но только для уверенных в себе менеджеров без собственности.

Чтобы успешно спланировать карьеру, надо полагаться на собственные силы, знания и самоконтроль.

Вопрос 3. Планирование карьеры.

Понятие «планирование карьеры» включает определение пути индивидуального профессионального развития. Под карьерой понимается, прежде всего, продвижение сотрудника по служебной лестнице, это часть его жизни, связанная с производственно-хозяйственной или профессиональной деятельностью. Карьера даёт человеку мотивы, цели, развивает способности, ожидания, которые могут быть реализованы. Для каждого человека успешная карьера понимается по своему, то есть носит субъективный характер.

Планирование карьеры означает предварительное осмысление занимаемых в будущем должностей и требований к ним. Оно является частью системного развития персонала, поэтому и сама карьера носит системный характер.

Если на предприятии систематически занимаются планированием карьеры сотрудников, это означает, что там используют современные принципы персонально ориентированной кадровой политики. Современная структура карьеры как производственной системы включает шесть основных позиций:

1. «Пространство перемещений». Возможность карьеры со стороны предприятия путём «поставок» должностей и их занятия, что зависит от организационных структур, штатных расписаний и форм самой карьеры («беговых дорожек»).

2. Причины и основания для перемещений. Возможность занятия вакансий, возникновение самих вакансий, появляющихся при освобождении должностей, а также при создании определённой обстановки вокруг ещё занятых должностей. Например, причина возникновения вакансий: создание должностей под конкретного человека, которого надо освободить от занимаемой им в настоящее время должности.

3. Направления перемещений. Три направления: вертикальное, горизонтальное (ротация) и горизонтальное, но в перспективную проектную группу.

4. Профили перемещений. Они возникают в случае стабильности занимаемой позиции и характерны для крупных предприятий со стабильной иерархией и достаточно многочисленными гомогенными (однородными) должностями. Карьера здесь определяется только положением на иерархической лестнице, т.е это вариант вертикального перемещения, но с сохранением профиля обязанностей. На малых предприятиях он не возможен.

5. Частота перемещений и скорость продвижения. Например, профессиональная карьера от экономиста до главного экономиста. Определяется временем пребывания сотрудников на своих должностях и зависит, прежде всего, от барьеров, которые существуют между уровнями иерархии, а также от функциональных разграничений между смежными областями работ.

6. Уровень активности предприятия при решении вопросов карьеры сотрудников. Предполагает проведение мероприятий с целью активизации всех основных характеристик карьеры как одной из систем развития сотрудников. Эта позиция зависит от правового регулирования, размеров предприятия и динамики его развития.

Вопрос 4. Цели планирования карьеры.

Производственные цели. С помощью планирования карьеры исследуется деловая и экономическая оптимизация работы предприятия. Деловая оптимизация может вызываться решениями по вопросам карьеры, с помощью которых достигается идеальное соотношение между требованиями должностей и квалификацией сотрудников. Если на одно вакантное место претендует несколько кандидатов, то при выборе одного из них следует руководствоваться производственными целями, которые могут противоречить индивидуальным целям остальных сотрудников.

Экономическая оптимизация. Оптимальное соответствие требований рабочих мест и квалификации работников даёт возможность лучшего использования потенциала личности и содействует экономическому росту предприятия.

Стимулами карьеры могут быть:

1. делегирование компетентности и ответственности на более низкие уровни, образование автономных рабочих групп;

2. использование ротации;

3. реструктуризация предприятия;

4. активная работа с резервом кадров;

5. использование практики дублёров руководителей;

6. создание проектных групп;

7. карьера «без должности руководителя».

Вопрос 5. Профессиональная карьера.

Оптимальным вариантом процесса планирования карьеры является полное соответствие производственных целей индивидуальным, когда сотруднику удаётся занять один из постов в производственной иерархии в соответствии со структурой его возможностей, а предприятие создаёт необходимые условия для их реализации.

Успех планирования карьеры обеспечивают:

1. принцип результативности работы;

2. тщательный анализ шансов на продвижение;

3. планирование не более чем на один-два уровня производственной иерархии и на короткий период времени – два – три года;

4. доступные, открытые механизмы занятия вакантных должностей;

5. знания «портфеля» ресурсов личности. (Рисунок 6.4 стр.109)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: