Ошибки, сопутствующие выбору карьеры

Задание 6.2. Проанализируй и обсуди в классе ошибки, сопутствующие выбору профессии:

1. увлечение только внешней стороной профессии без учета ее «минусов»;

2. выбор профессии из соображений престижности (популярности) в обществе;

3. только на основании высокой оплаты труда;

4. под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;

5. отождествление учебного предмета с профессией;

6. перенос позитивного отношения к человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию;

7. выбор профессии за «компанию» с друзьями;

8. неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);

9. незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;

10. предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые иногда считаются непристижными («дворник», «фотомодель» и др.).

Задание 6.3. Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу.

(Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под. ред. Митиной Л.М.)

Вариант 1

1. Цель профориентации — это:

А. знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города для последующего выбора карьеры;

Б. изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них;

В. обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры;

Г. формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.

2. Должность – это:

А. профессия;

Б. специальность;

В. призвание;

Г. служебная обязанность.

3. Учитель начальных классов — это:

А. профессия;

Б. специальность;

В. должность;

Г. призвание.

4. Безработными признаются:

А. лица, не достигшие 16 лет;

Б. инвалиды 1 и 2 группы;

В. лица, отказавшиеся в Центре занятости населения от 2-х вариантов подходящей работы в течение 10 дней;

Г. трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.

5. Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости, относится к:

А. интеллектуальному типу;

Б. практическому типу;

В. социальному типу;

Г. предприимчивому типу.

6. Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подходит профессия:

А. программиста;

Б. бухгалтера;

В. коммерсанта;

Г. брокера.

7. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:

А. художника;

Б. журналиста;

В. парикмахера;

Г. корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).

8. Учащемуся, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:

А. научной деятельностью;

Б. конкретным практическим трудом;

В. воспитательной работой;

Г. работой, связанной с обработкой знаковой информации.

9. Для успешной работы у юриста более всего должны быть выражены:

А. словесные способности;

Б. организаторские способности;

В. счетные способности;

Г. способности к пространственному мышлению.

10. Пространственное мышление более необходимо в профессии:

А. экскурсовода;

Б. музыканта;

В. врача;

Г. конструктора.

11. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:

А. сангвиника;

Б. холерика;

В. флегматика;

Г. меланхолика.

12. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:

А. холерику;

Б. флегматику;

В. сангвинику;

Г. меланхолику.

13. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:

А. холерику;

Б. флегматику;

В. сангвинику;

Г. меланхолику.

14. Для меланхоликов в профессии врача неудачной будет специализация:

А. терапевта;

Б. хирурга;

В. окулиста (лечащего болезни глаз);

Г. фтизиатра (специалиста по туберкулезу).

15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек — техника», наиболее пригодна работа:

А. кассира;

Б. оператора ПК;

В. механика;

Г. секретаря-машинистки.

16. Профессия «бухгалтер» относится к типу:

А. «человек–человек»;

Б. «человек–художественный образ»;

В. «человек–техника»;

Г. «человек–знаковая система».

17. К типу «человек– художественный образ» относится профессия:

А. экскурсовода;

Б. цветовода;

В. медсестры;

Г. дизайнера.

18. Специального профессионального отбора требует профессия:

А. геолога;

Б. летчика;

В. следователя;

Г. журналиста.

19. Для успешного выбора профессии необходимо:

А. принять решение по совету родственников;

Б. получить ту же профессию, что и лучший друг;

В. принять решение, зная требования профессии и учитывая свои особенности и возможности;

Г. ориентироваться на популярность профессии в обществе.

20. Для успеха в деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:

А. романтичность;

Б. высокая зарплата;

В. хорошие условия труда;

Г. заинтересованность в деле.

Вариант 2.

1. Психолог-профконсультант:

А. составляет медицинские заключения учащимся в соответствии с выбранной ими профессией;

Б. обучает осознанному, самостоятельному выбору карьеры;

В. выбирает каждому учащемуся наиболее подходящую для него профессию;

Г. дает конкретные советы учащимся относительно выбранной ими профессии.

2. Профессия – это:

А. род трудовой деятельности;

Б. вид занятия в рамках трудовой деятельности;

В. служебная обязанность;

Г. наивысшая ступень соответствия конкретного человека и его деятельности.

3. Старший лаборант — это:

А. профессия:

Б. специальность;

В. должность;

Г. общественная деятельность

4. Безработными не признаются:

А. инвалиды 3-й группы;

Б. лица, не достигшие 18-летнего возраста;

В. граждане, отказавшиеся в течение 10дней со дня обращения в Центр занятости населения от одного варианта подходящей работы;

Г. лица, не зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.

5. Учащийся, любящий риск, находчивый, инициативный, стремящийся к лидерству, относится к:

А. артистическому типу;

Б. практическому типу;

В. социальному типу;

Г. предприимчивому типу.

6. Учащемуся со стандартным профессиональным типом личности более подходит профессия:

А. военного;

Б. учителя;

В. геолога;

Г. фотографа.

7. Для учащегося с развитым творческим воображением, словесными способностями, чувствительного, наиболее подходящей будет:

А. артистическая деятельность;

Б. административная;

В. организаторская;

Г. коммерческая деятельность.

8. Предпочитаемым занятием для учащегося с социальным типом будет:

А. создание конкретных изделий;

Б. обслуживание людей;

В. научные разработки;

Г. обработка буквенной и цифровой информации.

9. Для успешной деятельности у инженера более всего должны быть выражены:

А. словесные способности;

Б. способности к общению;

В. счетные способности;

Г. административные способности.

10. Счетные способности меньше необходимы в профессии:

А. экономиста;

Б. модельера;

В. столяра;

Г. критика.

11. Для холерика наиболее подходящей будет работа:

А. монотонного характера;

Б. малоподвижная;

В. в изоляции от людей;

Г. циклическая (чередующая нагрузки и спокойную деятельность).

12. С работой, требующей тонких ручных умений, высокой точности, легче справиться:

А. холерику;

Б. флегматику;

В. сангвинику;

Г. меланхолику.

13. Для сангвиника наименее подходящей будет профессия:

А. коммерсанта;

Б. профессионального футболиста;

В. оператора ПК;

Г. официанта.

14. Руководить людьми труднее человеку, имеющему темперамент:

А. сангвиника;

Б. холерика;

В. флегматика;

Г. меланхолика.

15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек–природа», наиболее пригодна работа:

А. машиниста;

Б. биолога;

В. кондитера;

Г. адвоката.

16. Профессия «парикмахер» относится к типу:

А. «человек–человек»;

Б. «человек–художественный образ»;

В. «человек– техника»;

Г. «человек–знаковая система».

17. К типу «человек–художественный образ» относится профессия:

А. садовода;

Б. связиста;

В. цветовода;

Г. настройщика пианино.

18. Без профессионального отбора можно получить профессию:

А. гонщика;

Б. летчика;

В. коммерсанта;

Г. дегустатора.

19. Для успешного выбора профессии более всего необходимо:

А. учесть потребность общества в данной профессии;

Б. принять решение по совету родственников;

В. ориентироваться на содержание будущей деятельности, соотнося ее со своими возможностями;

Г. связать будущую деятельность с самым любимым школьным предметом.

20. Для успешной карьеры, кроме знания своего дела, наиболее существенным является:

А. умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми;

Б. наличие соответствующего темперамента;

В. хорошие бытовые условия;

Г. внешние данные.

Задание 6.4. Ответь на вопросы личного профессионального плана

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ради чего ты собираешься прожить свою жизнь (в чём ты видишь её смысл)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выбрал ли ты профессию, если да, то какую?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выдели основные этапы на пути к твоей профессиональной мечте (что собираешься делать после школы)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

· предмет, содержание и условия труда _______________________________________________________

· профессионально важные качества __________________________________________________________

· где можно получить эту профессию __________________________________________________________

· востребованность профессии на рынке труда _________________________________________________

7. Что повлияло на твой выбор (обведи нужное):

· самостоятельно принял(а) решение;

· посоветовали родители;

· посоветовали друзья;

· влияние оказали занятия в МУК;

· что-то другое ______________________________________________________________________________

8. Какие твои собственные недостатки могут помешать тебе на пути к профессиональной цели? Если можно, напиши что-то кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Как ты собираешься работать над собой и готовиться к профессии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Кто и что могут помешать тебе в реализации твоих профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Как ты собираешься преодолевать эти внешние препятствия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Есть ли у тебя резервные варианты на случай неудачи по основному варианту?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Что ты уже сейчас делаешь для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напиши, что ты делаешь кроме хорошей учёбы в школе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Если ты ещё не выбрал будущую профессию или сомневаешься в своём выборе, то почему (обведи нужное):

· плохо знаю мир профессий;

· плохо знаю свои возможности;

· не могу выбрать из нескольких вариантов;

· не знаю, как выбрать профессию;

· другой вариант _____________________________________________________________________________

Запиши вывод о своей готовности к построению личного профессионального плана.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запиши вывод о своей готовности к построению личного профессионального плана.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Что изменилось в твоем ЛПП (сопоставить ответы на задания 1.1. и 6.4.)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Какую роль в этом сыграли уроки по курсу «Человек и профессия»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________


Приложение №1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: