Задание 6.2. Проанализируй и обсуди в классе ошибки, сопутствующие выбору профессии:
1. увлечение только внешней стороной профессии без учета ее «минусов»;
2. выбор профессии из соображений престижности (популярности) в обществе;
3. только на основании высокой оплаты труда;
4. под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
5. отождествление учебного предмета с профессией;
6. перенос позитивного отношения к человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию;
7. выбор профессии за «компанию» с друзьями;
8. неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
9. незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
10. предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые иногда считаются непристижными («дворник», «фотомодель» и др.).
Задание 6.3. Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу.
|
|
(Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под. ред. Митиной Л.М.)
Вариант 1
1. Цель профориентации — это:
А. знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города для последующего выбора карьеры;
Б. изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них;
В. обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры;
Г. формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.
2. Должность – это:
А. профессия;
Б. специальность;
В. призвание;
Г. служебная обязанность.
3. Учитель начальных классов — это:
А. профессия;
Б. специальность;
В. должность;
Г. призвание.
4. Безработными признаются:
А. лица, не достигшие 16 лет;
Б. инвалиды 1 и 2 группы;
В. лица, отказавшиеся в Центре занятости населения от 2-х вариантов подходящей работы в течение 10 дней;
Г. трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.
5. Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости, относится к:
А. интеллектуальному типу;
Б. практическому типу;
В. социальному типу;
Г. предприимчивому типу.
6. Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подходит профессия:
А. программиста;
Б. бухгалтера;
В. коммерсанта;
Г. брокера.
7. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:
|
|
А. художника;
Б. журналиста;
В. парикмахера;
Г. корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).
8. Учащемуся, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:
А. научной деятельностью;
Б. конкретным практическим трудом;
В. воспитательной работой;
Г. работой, связанной с обработкой знаковой информации.
9. Для успешной работы у юриста более всего должны быть выражены:
А. словесные способности;
Б. организаторские способности;
В. счетные способности;
Г. способности к пространственному мышлению.
10. Пространственное мышление более необходимо в профессии:
А. экскурсовода;
Б. музыканта;
В. врача;
Г. конструктора.
11. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:
А. сангвиника;
Б. холерика;
В. флегматика;
Г. меланхолика.
12. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:
А. холерику;
Б. флегматику;
В. сангвинику;
Г. меланхолику.
13. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:
А. холерику;
Б. флегматику;
В. сангвинику;
Г. меланхолику.
14. Для меланхоликов в профессии врача неудачной будет специализация:
А. терапевта;
Б. хирурга;
В. окулиста (лечащего болезни глаз);
Г. фтизиатра (специалиста по туберкулезу).
15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек — техника», наиболее пригодна работа:
А. кассира;
Б. оператора ПК;
В. механика;
Г. секретаря-машинистки.
16. Профессия «бухгалтер» относится к типу:
А. «человек–человек»;
Б. «человек–художественный образ»;
В. «человек–техника»;
Г. «человек–знаковая система».
17. К типу «человек– художественный образ» относится профессия:
А. экскурсовода;
Б. цветовода;
В. медсестры;
Г. дизайнера.
18. Специального профессионального отбора требует профессия:
А. геолога;
Б. летчика;
В. следователя;
Г. журналиста.
19. Для успешного выбора профессии необходимо:
А. принять решение по совету родственников;
Б. получить ту же профессию, что и лучший друг;
В. принять решение, зная требования профессии и учитывая свои особенности и возможности;
Г. ориентироваться на популярность профессии в обществе.
20. Для успеха в деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:
А. романтичность;
Б. высокая зарплата;
В. хорошие условия труда;
Г. заинтересованность в деле.
Вариант 2.
1. Психолог-профконсультант:
А. составляет медицинские заключения учащимся в соответствии с выбранной ими профессией;
Б. обучает осознанному, самостоятельному выбору карьеры;
В. выбирает каждому учащемуся наиболее подходящую для него профессию;
Г. дает конкретные советы учащимся относительно выбранной ими профессии.
2. Профессия – это:
А. род трудовой деятельности;
Б. вид занятия в рамках трудовой деятельности;
В. служебная обязанность;
Г. наивысшая ступень соответствия конкретного человека и его деятельности.
3. Старший лаборант — это:
А. профессия:
Б. специальность;
В. должность;
Г. общественная деятельность
4. Безработными не признаются:
А. инвалиды 3-й группы;
Б. лица, не достигшие 18-летнего возраста;
В. граждане, отказавшиеся в течение 10дней со дня обращения в Центр занятости населения от одного варианта подходящей работы;
Г. лица, не зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.
5. Учащийся, любящий риск, находчивый, инициативный, стремящийся к лидерству, относится к:
А. артистическому типу;
Б. практическому типу;
В. социальному типу;
Г. предприимчивому типу.
6. Учащемуся со стандартным профессиональным типом личности более подходит профессия:
А. военного;
Б. учителя;
В. геолога;
Г. фотографа.
7. Для учащегося с развитым творческим воображением, словесными способностями, чувствительного, наиболее подходящей будет:
|
|
А. артистическая деятельность;
Б. административная;
В. организаторская;
Г. коммерческая деятельность.
8. Предпочитаемым занятием для учащегося с социальным типом будет:
А. создание конкретных изделий;
Б. обслуживание людей;
В. научные разработки;
Г. обработка буквенной и цифровой информации.
9. Для успешной деятельности у инженера более всего должны быть выражены:
А. словесные способности;
Б. способности к общению;
В. счетные способности;
Г. административные способности.
10. Счетные способности меньше необходимы в профессии:
А. экономиста;
Б. модельера;
В. столяра;
Г. критика.
11. Для холерика наиболее подходящей будет работа:
А. монотонного характера;
Б. малоподвижная;
В. в изоляции от людей;
Г. циклическая (чередующая нагрузки и спокойную деятельность).
12. С работой, требующей тонких ручных умений, высокой точности, легче справиться:
А. холерику;
Б. флегматику;
В. сангвинику;
Г. меланхолику.
13. Для сангвиника наименее подходящей будет профессия:
А. коммерсанта;
Б. профессионального футболиста;
В. оператора ПК;
Г. официанта.
14. Руководить людьми труднее человеку, имеющему темперамент:
А. сангвиника;
Б. холерика;
В. флегматика;
Г. меланхолика.
15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек–природа», наиболее пригодна работа:
А. машиниста;
Б. биолога;
В. кондитера;
Г. адвоката.
16. Профессия «парикмахер» относится к типу:
А. «человек–человек»;
Б. «человек–художественный образ»;
В. «человек– техника»;
Г. «человек–знаковая система».
17. К типу «человек–художественный образ» относится профессия:
А. садовода;
Б. связиста;
В. цветовода;
Г. настройщика пианино.
18. Без профессионального отбора можно получить профессию:
А. гонщика;
Б. летчика;
В. коммерсанта;
Г. дегустатора.
19. Для успешного выбора профессии более всего необходимо:
А. учесть потребность общества в данной профессии;
Б. принять решение по совету родственников;
В. ориентироваться на содержание будущей деятельности, соотнося ее со своими возможностями;
Г. связать будущую деятельность с самым любимым школьным предметом.
|
|
20. Для успешной карьеры, кроме знания своего дела, наиболее существенным является:
А. умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми;
Б. наличие соответствующего темперамента;
В. хорошие бытовые условия;
Г. внешние данные.
Задание 6.4. Ответь на вопросы личного профессионального плана
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ради чего ты собираешься прожить свою жизнь (в чём ты видишь её смысл)?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выбрал ли ты профессию, если да, то какую?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выдели основные этапы на пути к твоей профессиональной мечте (что собираешься делать после школы)?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
· предмет, содержание и условия труда _______________________________________________________
· профессионально важные качества __________________________________________________________
· где можно получить эту профессию __________________________________________________________
· востребованность профессии на рынке труда _________________________________________________
7. Что повлияло на твой выбор (обведи нужное):
· самостоятельно принял(а) решение;
· посоветовали родители;
· посоветовали друзья;
· влияние оказали занятия в МУК;
· что-то другое ______________________________________________________________________________
8. Какие твои собственные недостатки могут помешать тебе на пути к профессиональной цели? Если можно, напиши что-то кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как ты собираешься работать над собой и готовиться к профессии?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Кто и что могут помешать тебе в реализации твоих профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Как ты собираешься преодолевать эти внешние препятствия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Есть ли у тебя резервные варианты на случай неудачи по основному варианту?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Что ты уже сейчас делаешь для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напиши, что ты делаешь кроме хорошей учёбы в школе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Если ты ещё не выбрал будущую профессию или сомневаешься в своём выборе, то почему (обведи нужное):
· плохо знаю мир профессий;
· плохо знаю свои возможности;
· не могу выбрать из нескольких вариантов;
· не знаю, как выбрать профессию;
· другой вариант _____________________________________________________________________________
Запиши вывод о своей готовности к построению личного профессионального плана.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши вывод о своей готовности к построению личного профессионального плана.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Что изменилось в твоем ЛПП (сопоставить ответы на задания 1.1. и 6.4.)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Какую роль в этом сыграли уроки по курсу «Человек и профессия»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Приложение №1