Материала. 1. Какие типы глагольного словопроизводства вы знаете?

1. Какие типы глагольного словопроизводства вы знаете?

2. Расскажите об образовании глаголов от основ имен существительных и прилагательных. Приведите примеры.

3. Назовите суффиксы, с помощью которых образуются глаголы. Приведите примеры.

4. Расскажите об образовании глаголов от других частей речи. Приведите примеры.

5. Расскажите об особенностях внутриглагольного словообразования. Приведите ппримеры.

Упражнения для самостоятельной работы

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

С помощью представленных суффиксов образуйте новые слова, какой части речи они будут:

-а(ть),-нич(а)ть,-ствов(а)ть, -ов(а)ть, -иров(а)ть, -изиров(а)ть, -изов(а)ть, -ов(а)-,(-ев(а)-), -(и)ть, -(е)ть.

Упражнение 2

Выделите суффиксы, определите способ образования данных слов, какой частью речи они являются:

Плотник - плотничать, модник - модничать, подхалим - подхалимничать, попрошай - попрошайничать, миндаль - миндальничать, усердие - усердствовать, здра­вие – здравствовать, демонстриро­вать - демонстрант, спекулировать - спекулянт, реферировать - референт, стенографировать - стенографистка, акком­панировать - аккомпаниатор.

Воровать, плутовать, пировать, беседовать, бичевать, бороновать, кольцевать, кантовать, комплектовать, формовать, конфликтовать, режиссировать, галопировать, финишировать, радировать, телеграфировать, фотографировать,автоматизировать, вита­минизировать,рыбачить, судить, хвалить, советь, дуреть, синить, чернить, краснеть, белеть, богатеть, свирепеть, обесценить, обезболить, обескровить, обезвредить, охать, ухать, бахать, хихикать.

Упражнение 3

Выделите префиксы, определите способ образования данных слов, какой частью речи они являются:

Дописать, расписать, недописать, приписать, прописать, перестроить, достроить, состроить, под­строить, надстроить, недостроить, пристроить, переделать, доделать, подделать, недоделать, приде­лать, проделать.

Упражнение 4

Определите способ словообразования. Выделите морфемы, благодаря которым слово образовано:

Стучать - постукивать, плясать – приплясывать, кликнуть - откликнуться, молвить – перемолвиться, жжет – жжется.

Упражнение 5

С помощью представленных префиксов образуйте глаголы:

при-, по-, под-.


Образование причастий

План темы

1. Общее понятие причастия.

2. Образование причастий настоящего времени.

2. Образование причастийпрошедшего времени.

Содержание темы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: