Вопрос 88. особенности производства по делам об оспаривании решений, действий органов государственной власти

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.112007 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части» (изменения от 10.06.2010 Постановлением № 13 и от 09.02.2012 Постановлением № 3).

Объект оспаривания – нормативно-правовой акт, признаками которого являются следующие черты:

1. Он издается в установленном законом порядке, управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;

2. Наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц;

3. Правовые нормы или правила поведения рассчитаны на неоднократное применение;

4. Данные нормы направлены на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Субъектами обращения в суд выступают:

1. Граждане;

2. Организации;

3. Прокурор в пределах своей компетенции;

4. Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления и глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке, нарушена их компетенция.

Подсудность – заявление подается по общим правилам родовой и территориальной подсудности. Мировые судьи данные дела не рассматривают.

В заявлении помимо реквизитов, указанных в ст. 131 ГПК указываются данные, регламентированные в ч. 5 ст. 251 ГПК (наименование органа, наименование акта и дата его издания, указание на нарушенные права и свободы). К заявлению прилагается копия нормативного акта.

Срок рассмотрения – 1 месяц (от районного до областного суда), срок рассмотрения в Верховном суде – 3 месяца.

Решение суда не приостанавливает действия нормативно-правового акта. После вступления в законную силу решение суда публикуется.

Вопрос о гражданско-правовых последствиях признания нормативно-правового акта недействующим решается порядке искового производства.

При разрешении дел о нарушении избирательных прав граждан следует руководствоваться Постановлением Пленума от 31.03.2011 № 5 с изм. 9.02.2012 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и прав анна участие в референдуме граждан РФ».

Особенность рассмотрения дел по заявлению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок (Гл. 22.1 ГПК) заключается в том, что они рассматриваются в рамках компенсаторного производства. Изучить Постановление Пленума ВС РФ от 23.12.2010 № 30/64 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: