double arrow

Историческое развитие. Клиент-центрированная разговорная терапия неразделимо связана с име­нем и личностью своего основателя Карла Р

Клиент-центрированная разговорная терапия неразделимо связана с име­нем и личностью своего основателя Карла Р. Роджерса (1902-1987), и рассмат­ривать ее стоит прежде всего в контексте жизни этого человека.

– 417 –

Во время работы в колледже Роджерс занимался консультированием по про­блемам воспитания и выступал с критикой психоанализа 3. Фрейда и позже по­веденческой терапии. Впоследствии он 12 лет проработал клиническим психо­логом в команде, состоявшей из специалистов разных профессий, занимаясь де­линквентными и находящимися в сложной семейной ситуации детьми и юноша­ми. Одним из основных его наблюдений этого времени было то, что директивное и авторитарное поведение дает только поверхностный и кратковременный эф­фект, а клиенты раньше понимают свои проблемы, равно как и пути их решения, когда терапевты создают для них благоприятные условия. Роджерс укрепился в этом мнении после знакомства с психологом и психоаналитиком Отто Ранком (1884-1939). Ранк более 20 лет был одним из ближайших коллег Фрейда, но по­степенно начал все дальше отходить от его теоретических положений, в особен­ности от модели инстанции, и ставил на первый план значение «Эго» как «носи­теля творческой воли» (Pfeiffer, 1980, с. 95). Поэтому Ранка можно рассматри­вать как предшественника сегодняшней «эго-психологии». В центр терапевтических усилий он ставил актуальные переживания пациента и замещал толкова­ние и осознание бессознательного осознанием того или иного переживания, при­чем понимал это как шаг, который пациент делает самостоятельно. Роджерс пе­ренял эти идеи и сделал их основными положениями разговорной терапии.

То, что Роджерс разработал свой собственный подход в области психоло­гии, стало ясно уже в 1942 году, после опубликования им книги «Консультиро­вание и психотерапия». В разработке Роджерсом этого терапевтического на­правления можно выделить три фазы. Первая фаза (приблизительно с 1940 года) может быть обозначена как «недирективная психотерапия» (Rogers, 1942/72). Здесь подчеркивается ненаправляющий и разрешающий образ действий тера­певта и создание свободной от страха атмосферы.

Во второй фазе (приблизительно с 1950 года) на первый план выступает «клиент-центрирование» (Rogers, 1951/73), тем самым подчеркивается значе­ние вчувствования терапевта в мир чувств и переживаний клиента. К этому времени Роджерс разрабатывает также свою теорию личности.

Третья фаза начинается с появлением книги «Необходимые и достаточ­ные условия терапевтических изменений личности» (Rogers, 1957). Здесь автор прежде всего подчеркивает важность терапевтического поведения в рамках разговорной терапии, которое далее систематизировалось и опера­ционализировалось. Также систематически анализировался терапевтический процесс; Харт и Томлинсон (Hart and Tomlinson, 1970) впоследствии разра­ботали для этого шкалу процесса и осуществили ряд эмпирических иссле­дований.

В дальнейшем концептуальном развитии разговорной психотерапии боль­шое значение придается актуальным переживаниям, для этого Гендлин (Gendlin, 1970, 1974) разработал свою собственную теорию личностных изменений.

– 418 –

Клиент-центрированная разговорная терапия была введена в Германии в 1956 году Р. Таушем; теперь она принадлежит к наиболее полно разработан­ным психотерапевтическим методам. «Общество научной разговорной психо­терапии» (GwG), включающее около 7500 активных членов (из них 350 врачей и 4500 дипломированных психологов), является самым большим психотера­певтическим объединением в ФРГ. Кроме того, существует «Врачебное обще­ство разговорной психотерапии» (AGG), объединяющее около 600 врачей, за­нимающихся разговорной психотерапией.

Клиент-центрированный подход находит свое применение не только в рам­ках психотерапии в узком смысле, но и в других сферах. Здесь следует назвать профилактику и медицинское сопровождение после выздоровления, консуль­тирование, заботу о душевном здоровье и социальную работу, а также педаго­гику, пенитенциарную систему и экономику (сопровождение персонала). В последние годы перед своей смертью Роджерс, так же как и Тауш в Германии, расширил рамки клиент-центрированного подхода до «центрированных налич­ности форм жизни».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: