double arrow

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКЕ


Художественные (изобразительные) работы душевнобольных (Prinzhom, 1923; Navratil, 1965) изначально рассматривались как возможный доступ к их бессозна­тельному. При этом, помимо всего остального, отмечалась диагностическая функ­ция этих работ, а также возможность запечатлеть развитие и течение болезни.

Такая точка зрения позволяет, по мнению Янссена (Janssen, 1982), принять во внимание конкретную терапевтическую ситуацию «творец - творчество - терапевт в области творческого самовыражения». Американский арт-терапевт М. Наумбург (M. Naumburg, 1966) рассматривала данный аспект как одну из важнейших составляющих этой терапии; под изобразительным искусством она понимала «символическую коммуникацию» и, как терапевт, ставила ее во гла­ву угла. Крамер (Kramer, 1975) делал акцент на удавшихся формах продукта и считал их особенно подходящими для поддержки Я и стимуляции процессов самоидентификации и созревания.

– 531 –

Согласно Крафту (Kraft, 1993), терапия творческим самовыражением пре­доставляет в распоряжение пространство, содержимое которого создает атмос­феру чувственности, соблазнов и побуждений к действию, оно включает в себя также и некое игровое пространство для ощущения, наблюдения, движения, раскрытия, встречи.




Это внутреннее игровое пространство и есть то, что понимается и пережи­вается нами как креативность. Она раскрывается в процессе существующего в течение всей жизни противостояния между отторжением, самореализацией и приспособляемостью.

В отличие от здорового, у психически больного человека необходимая для творчества свободная энергия оттягивается патогенными процессами. Таким образом, у больного отсутствует возможность обойтись внутренними силами и восстановить креативную связь между этими внутренними силами и внешней инициативой.

Посредством творческого художественного процесса стимулируется спо­собность к саморегуляции, научиться ей становится легче. С помощью твор­ческого самовыражения и ориентированных на восприятие методов символи­зируются особенно значимые жизненные фазы. Таким образом, новые пере­живания, новый опыт могут получать наглядное выражение, прорабатываться, и ассимилироваться. Проекции, которые содержатся в плоскости картины или другого продукта творческой деятельности, позволяют достаточно бесприст­растно выразить и переработать неосознаваемое и/или конфликтное содержи­мое. После такой переработки они наконец занимают прежнее место, но уже будучи измененными. В результате, в личность интегрируется расщепленный и вытесненный материал, который прежде, в своей изначальной форме, пре­пятствовал процессам саморегуляции.







Сейчас читают про: